< выставка

Археологический музей Воронежского университета


заставка

СЛАВЯНЕ НА ДОНУ








В последние годы пристальное внимание исследователей привлекает вопрос о времени появления славян в Центральном Черноземье. На территории Курской (р. Сейм) и Белгородской (Поосколье, верховья Северского Донца) областей изучаются наиболее восточные памятники киевской культуры (III-V вв.). Носителей этой культуры исследователи считают ранними славянами. В Верхнем Подонье сейчас выделены две группы памятников III-V вв., связанные с перемещением отдельных групп носителей киевской культуры в этот район.

В V-VII вв. Центральное Черноземье входило в ареал распространения памятников колочинской и пеньковской культур. Памятники первой известны в основном в Курской области, памятники второй - в Белгородской. Отметим, что носителей пеньковской культуры связывают с юго-восточной группой славянства, известной под именем «антов». В носителях колочинской культуры видят как антов, так и восточных балтов. Считается, что в сложении этих культур приняли участие группы населения киевской культуры.

Для этих культур характерны неукрепленные поселения, площадью до 1,5га, располагавшиеся на первых надпойменных террасах и в поймах. Жилые сооружения были представлены полуземлянками с очагами в центре или в углу. Стены полуземлянок облицовывались деревом. Фиксируются и срубы.

Для погребального обряда колочинской культуры характерны грунтовые могильники с погребениями по обряду кремации на стороне. В Курской области исследован ряд могильников: Лебяжье 1, Авдеево, Княжий и др. В качестве примера рассмотрим могильник Лебяжий 1. На нем вскрыто более ста погребений по обряду трупосожжения. Глубина захоронений 0,15-0,80м. Остатки кремации помещались в ямы очищенными от остатков погребального костра или же вместе с золой, углями и обломками керамики. В 30 погребениях кальцинированные кости были помещены в погребальные урны, в трех - накрыты урнами. Иногда остатки кремации находились на дне ямы под урной. В четырех случаях погребальные урны были накрыты перевернутыми большими сосудами. В трех погребениях в урне, наполненной кальцинированными костями взрослого человека, находились миниатюрные сосуды с остатками кремации ребенка. Керамика могильника представлена лепными горшками. Погребальный инвентарь включал детали поясных наборов, украшения, ножи, наконечник копья. Ряд погребений могильника Картамышево образуют группы из двух-трех, которые были огорожены прямоугольными оградками размерами около 2,5х3,5м.

Посуда колочинской и пеньковской культур представлена как правило грубой лепной керамикой: тарные сосуды, горшки, мискообразные сосуды. Посуда в большинстве случаев не орнаментирована.

В ареале распространения памятников колочинской и пеньковской культур известны клады. Наиболее выразительным является Гапоновский клад, найденный на поселении у с.Гапоново в Курской области. В состав клада входит более четырехсот предметов

Это женские серебряные и бронзовые украшения (лобные венчики, гривны, подвески различной формы, пронизи, пальчатые и широколопастные фибулы и кольца); детали поясной гарнитуры (пряжки, наконечники, накладки); железные удила с псалиями; бусы из стекла, янтаря и коралла.

Считается, что «клады антов» свидетельствуют об изменении ситуации в Днепровско-Донском междуречье в конце VII в. В качестве причин называют продвижение на север болгар под натиском Хазарского каганата, движение авар, появление в днепровском левобережье групп нового славянского населения. Эволюционное развитие культур в этом регионе в конце VII в. прерывается. Начиная с VIII в. формируется новая культурно-историческая общность, в состав которой вошли как группы местного населения, так и новая волна переселенцев-славян.

В VIII-начале XI вв. в Центральном Черноземье существовали памятники трех археологических культур: волынцевской, роменской, боршевской.

Памятники волынцевской культуры (VIII-IX вв.) представлены на территории Курской области неукрепленными поселениями и грунтовыми могильниками. На поселениях изучены полуземляночные постройки с глинобитными печами, в конструкции которых использовались керамические яйцевидные блоки. В керамическом комплексе наряду с лепными есть гончарные горшки «волынцевского типа» с прямым венчиком Исследователями отмечается и наличие значительного количества импортных вещей салтово-маяцкой культуры.

Волынцевскую культуру в днепровском левобережье сменяет роменская культура (IX- начало XI в.). Памятники роменской культуры известны на территории Курской и Белгородской областей. Свое название культура получила по эпонимному городищу близ г.Ромны, которое в начале XX в. открыл и исследовал Н.Е.Макаренко. Синхронно роменской в лесостепном Подонье (Воронежская, Липецкая область) существовала боршевская культура (у с.Борщево Воронежской области исследовались два городища и курганный могильник). Памятники этих двух культур имеют общие черты, но есть и различия.

Для славян роменской и боршевской культур характерны расположенные на мысах коренных берегов рек укрепленные городища Их площадь различна. Например, городище «Михайловский кордон» на северной окраине города Воронеж имело укрепленную площадь примерно 300х300, а расположенное несколько севернее II Белогорское городище- 90х175м. Иногда склоны мысов имеют следы искусственной подрезки С напольной стороны с использованием дерева, земли и камней возводились оборонительные сооружения- валы и рвы Иногда вал и ров сооружались и на стрелке мыса

Фортификационные конструкции различались по степени сложности. Это могла быть деревянная стена, поставленная на земляную подсыпку или вал раннего железного века. С внутренней стороны стена подпиралась короткими перпендикулярными стенками. Более сложная конструкция состояла из линии высоких четырехстенных деревянных срубов, забитых землей. Они составляли «ядро» вала. На валу сооружалась мощная стена, которая конструктивно могла быть связана со срубами внутри вала. С внутренней стороны вала могли располагаться жилые срубы, а с внешней – частокол из бревен или деревянные надолбы. Такие фортификационные сооружения были изучены на городище Титчиха

К укрепленной части городищ примыкали неукрепленные поселения. На них известны жилые постройки и ремесленные комплексы (например, II Белогорское городище).

Неукрепленные поселения- селища известны в Курской области, в зоне распространения памятников роменской культуры. Исследователями было выявлено несколько центров роменской культуры, которые включают в себя городище и от 8 до 15 синхронных ему селищ ( Горналь и Гочево на Псле, Переверзево на Тускари, Маслово и Липино на Сейме, Городище и Титово на Рати). В рамках боршевской культуры интересен микрорегион памятников у северной окраины г. Воронежа. Он расположен в Воронежской нагорной дубраве, имеет протяженность около 11 км и включает 4 городища, ряд селищ, пять курганных могильников

Исследования городищ роменской ( Большое Горнальское городище на р.Псел, Липинское городище на р.Сейм, городища Мешково 1, Переверзево 2 на р.Тускарь) и боршевской (городища Титчиха, Малое и Большое Боршевские на р. Дон, Животинное на р.Воронеж, Воргольское на р.Воргол) культур дали обширный материал для характеристики различных сторон жизни славянского населения.

Основным типом построек являлись полуземлянки квадратной в плане формы площадь 9- 20 кв.м. Глубина материковой части в среднем 0,4-0,6м, иногда до 1м и более. Материковые стены облицовывались деревом (срубная или каркасно-столбовая конструкции). У населения роменской культуры распространены глинобитные печи или печи вырезанные из материковой глины, у донских славян- печи – каменки, сооруженные с помощью глины и лишь иногда материкового останца.

Исследователями предложены различные варианты реконструкции внешнего облика жилищ роменской и боршевской культур На Липинском городище исследовано жилище с двумя жилыми уровнями Следует отметить, что на позднем этапе развития роменской культуры появляются наземные жилища с подклетами.

На поселениях исследованы хозяйственные постройки- погреба, кладовые, хлева, хозяйственные ямы. На Большом Горнальском городище исследована большая хозяйственная постройка для хранения и переработки зерна. В большом, практически наземном прямоугольном помещении столбовой конструкции располагалось шесть зерновых ям, а также несколько жерновов.

Основой хозяйства славянского населения являлось пашенное земледелие. Возделывались ячмень, рожь, просо, горох, пшеница. Около 30 килограммов зерен пшеницы было найдено на Кузнецовском городище (р.Воронеж). Известны находки железных наральников, мотыг, серпов , кос , жерновов. Встречаются ритуальные хлебцы в форме круглых или овальных лепешек со следами детских зубов и вмятинами от пальцев.

Значительную роль играло скотоводство. Разводили крупный рогатый скот, лошадей, мелкий рогатый скот, свиней. Славяне рассматриваемого региона охотились на лосей, косуль, кабанов, бобров и других животных. На поселениях боршевской культуры кости диких животных преобладают над костями домашних. Такая же ситуация отмечена на городище Переверзево 2 роменской культуры. Серьезным источником пополнения пищевых продуктов являлось рыболовство. Во время раскопок встречаются находки чешуи и костей рыбы, рыболовные крючки , острия острог, грузила, пешни .

Многочисленные изделия из железа , острия острог, грузила, пешни , находки шлаков, остатков горнов, сопел , металлообрабатывающих инструментов (клещи ), ножницы по металлу, зубила, пробойники) свидетельствуют о развитиии железоделательного производства и металлобработки. На II Белогорском городище (р.Воронеж) исследована полуземлянка с остатками печи-домницы, встречены обломки сопел, куски шлака и губчатого железа. А на I Белогорском городище раскопана специализированная мастерская-кузница. В ней найдена каменная наковальня, кузнечные клещи, точила, а вокруг постройки- скопления шлака. О местном ювелирном производстве свидетельствуют находки глиняных и каменных тиглей, льячек, формочек. Не редки и находки продукции этого производства- колечки, серьги, перстни, височные кольца, гривны, пластинчатые браслеты и др. .

На поселениях роменской и боршевской культур есть свидетельства косторезного производства , обработки камня, дерева , ткачества.

Для керамического комплекса роменской и боршевской культур характерны лепные горшки , миски , сковородки . Орнаментация представлена вдавлениями, защипами, а также оттисками «веревочного» штампа. На позднем этапе существования роменской культуры появляется керамика, изготовленная на гончарном круге. В славян донского бассейна гончарный круг не получил распространения, хотя известны находки раннегончароной керамики.

Внутренний обмен не был широко развит. Многие факты свидетельствуют о развитии внешней торговли. На внешний рынок славяне могли поставлять меха животных (прежде всего, бобров). Донские славяне поддерживали торговые связи с Востоком, через их территорию проходил донской торговый путь, а также сухопутный путь Булгар-Киев. О развитии торговли свидетельствуют как отдельные находки, так и клады арабских дирхемов . Важную роль в поддержании внешней торговли славян днепровского левобережья играл Хазарский каганат, с его населением (аланами и болгарами) непосредственно соседили носители роменской и боршевской культур. На славянских памятниках встречается керамика, изготовленная в Хазарском каганате .

В ареале рассматриваемых культур исследовались курганные могильники. Некоторые из них насчитывают сотни курганов : на II Белогорском могильнике более 560, на Лысогорском могильнике- более 230 .

Господствующим был обряд трупосожжения. Остатки трупосожжения помещали под курганом. Вокруг курганов фиксируются ровики. В курганах роменской культуры остатки кремации, совершенной на стороне, помещались в глиняном сосуде или без него в насыпи или на горизонте. Более сложные погребальные конструкции фиксируются в курганах Боршевского могильника на Дону. Здесь выявлены деревянные погребальные камеры и кольцевые оградки. Погребальные камеры располагались в северо-восточном секторе кургана. Их размеры 1,3-2,35х0,8-1,4м, высота 0,3-0,6м. Камеры имели три стенки. Иногда фиксируются крышки камер. Внутри камер находился один или несколько горшков с кальцинированными костями. В могильниках на р.Воронеж ( Кузнецовский, Лысогорский, I и II Белогорские) в большинстве курганов выявлены погребения по обряду трупосожжения на стороне с помещением остатков кремации в основании кургана в восточной половине. Иногда встречаются имитации деревянных камер, состоящие из нескольких плах.

С язычеством связаны находки амулетов из костей животных .

Памятники роменской культуры оставлены северянским союзом племен. Об этом прямо говорится в «Повести временных лет» : «… А друзии седоша по Десне, и по Семи, по Суле, и нарекошася север».

Памятники боршевской культуры на Среднем Дону оставлены вятичами: именно для них характерны подкурганные погребальные камеры с кольцевыми оградками. Памятники на р.Воронеж оставлены славянами-выходцами с Днепровского Правобережья.

Разными были исторические судьбы славян роменской и боршевской культур. В начале IX в. северяне попали в данническую зависимость от Хазарского каганата. После походов Олега (884г.) и Святослава (964г.) северяне выплачивают дань киевским князьям, постепенно втягиваясь в процесс социально-политической, экономической и культурной интеграции складывающегося древнерусского государства. К середине XI в. роменская культура фактически перестает прослеживаться. Установление власти киевских князей сопровождалось разгромом племенных центров и оттоком населения. В XI-XIII вв. жизнь концентрируется вокруг нескольких крупных городищ, освоенных, как правило, в период существования роменской культуры.

Славянские поселения боршевской культуры прекращают существование в конце X в. на Среднем Дону и несколько позже в XI в.- на р.Воронеж. Причины этого явления не вполне ясны. В качестве последних называют гибель Хазарии, с которой донские славяне были достаточно тесно связаны, нашествие печенегов, экологические изменения.


Copyright © Цыбин М.В., 2006
Все права защищены. Ни одна часть этого документа не может быть использована каким-либо способом без письменного разрешения автора