http://www.main.vsu.ru/~cdh/Articles/03-02a.htm
А.Д. Пряхин, И.Е. Сафонов
Воронежский университет
e-mail: arche@hist.vsu.ru

СЛОВО ОБ УЧЕНОМ-АРХЕОЛОГЕ

(1)      9 апреля 2001 года исполнится год, как ушел из жизни кандидат исторических наук, доцент кафедры археологии Воронежского госуниверситета Владимир Иванович Беседин. Утрата болью в сердце отозвалась в сердцах людей, знавших его близко по работе в университете, многочисленным археологическим экспедициям, да и просто соприкасавшихся с ним в повседневной жизни.

(2)      Владимир Иванович Беседин родился в Воронеже в 1954 г., здесь же закончил среднюю школу и после окончания поступил на радиотехнический факультет Воронежского политехнического института. Проучившись год, он ушел по собственному желанию, но полученные им математические и технические знания оказали в дальнейшем существенное влияние на формирование его научных интересов. Затем последовала работа электрослесарем на заводе и служба в армии, а в 1975 г. он поступил на исторический факультет ВГУ. Все последующие годы были тесно связаны с кафедрой археологии. Он активно участвовал в работе археологической экспедиции Воронежского университета. По проблематике эпохи бронзы В.И. Беседин неоднократно выступал на научно-студенческих конференциях, а оценке заключительного этапа эпохи бронзы в лесостепном Подонье была посвящена его первая, совместная с Ю.Г. Екимовым, статья 1. В этой работе впервые были обобщены источники относящиеся к периоду финальной бронзы, определены хронологические позиции ряда поселений, в том числе и Шиловского поселка бондарихинской культуры. Анализируя данные с этого поселения, с учетом сведений по другим бытовым памятникам территории лесостепного Подонья, был сделан весьма существенный вывод об отсутствии генетической преемственности между материалами позднесрубного облика и материалами финальной бронзы.

(3)      Закончив университет в 1981 г., В.И. Беседин работал сначала заведующим музея археологии ВГУ, а в 1985 г. поступил в аспирантуру кафедры археологии ВГУ. Кандидатская диссертация В.И. Беседина включала в себя решение узловых проблем развития воронежской археологической культуры эпохи средней бронзы, выделение которой было предложено в начале 80-х гг. его научным руководителем, одним из авторов этой статьи. Выделение этой новой археологической культуры, в хорошо изученном регионе, было воспринято далеко неоднозначно.    
Во многом, благодаря В.И. Беседину удалось убедительно доказать правомерность выделения воронежской культуры, о чем свидетельствует и успешно защищенная им кандидатская диссертация в Институте археологии АН Украины 2. В диссертации, а также целом ряде статей, была дана развернутая характеристика этой культуры, приведены новые материалы и дополнительные аргументы в пользу ее выделения 3. Стратиграфический анализ и свидетельства контактов с другими культурными образованьями эпохи бронзы лесостепного Подонья позволил сделать вывод, что воронежская культура, в целом, следует за памятниками развитого этапа среднедонской катакомбной культуры и предшествует позднеабашевским и срубным древностям. В основу периодизации воронежской культуры был положен статистический анализ наиболее массовых керамических серий. Такой подход позволил выделить этапы в развитии культуры.

(4)      С 1989 г. Владимир Иванович работает на кафедре, сначала преподавателем, а с 1993 г. - доцентом. Период расцвета научной и педагогической деятельности В.И. Беседина приходится на 90-е гг. Тематика его научных разработок была весьма обширна и отличалась высокой степенью профессионализма. Большинство его работ было посвящены изучению скотоводческих обществ эпохи бронзы степных и лесостепных пространств Восточной Европы (преимущественно абашевско-срубного мира). Целая серия работ посвящена ключевым вопросам определения относительной хронологии ряда культур восточноевропейской степи и лесостепи, возможностям применения радиоуглеродного датирования 4. Непреходящую ценность имеют статьи по изучению древнего колесного транспорта и, в первую очередь, конской упряжи эпохи средней и поздней бронзы на территории степи и лесостепи Евразии 5. На обширном материала он, совместно с одним из авторов статьи, отстаивал точку зрения, что в Восточной Европе на заключительном этапе эпохи средней бронзы существовали фактически две устойчивые традиции (доно-вожская и южноуральская) в изготовлении псалиев и весьма ограниченный набор псалиев.

(5)      В определенной степени, такого рода подход был связан с общей оценкой В.И. Бесединым вопросов развития двух крупных культурных образований эпохи бронзы - абашевской и срубной культурно-исторических общностей, и, прежде всего, доно-волжской абашевской и донской лесостепной срубных культур. В значительной степени, его суждения базировались на анализе самой массовой и одновременно, пожалуй, одной из самых сложных категорий археологического инвентаря - керамики.

(6)      Прослеживая эволюцию гончарных традиций выше указанных культур на материалах лесостепного Подонья, он убедительно отстаивал тезис, согласно которому фиксируемое развитие местных абашевских традиций приводит к выработке элементов, присущих в дальнейшем срубной культуре 6.

   
Керамика же так называемых памятников покровского типа, по его представлениям, должна рассматриваться как в системе позднего этапа доно-волжской абашевской культуры, так и формирующейся срубной. В.И. Беседин разделял точку зрения тех исследователей, которые памятники покровского типа рассматривают как отражение процесса трансформации доно-волжской абашевской культуры в местную срубную (Ю.П. Матвеев, А.Д. Пряхин, А.С. Саврасов, И.Е. Сафонов, Е.Ю. Захарова, Е.Б. Свистова и др.) 7.

(7)      Особенно следует выделить вклад Владимира Ивановича в исследование Мосоловского поселения металлургов-литейщиков эпохи поздней бронзы. На протяжении девяти полевых сезонов (1977-1984, 1989 гг.) он в составе археологической экспедиции Воронежского госуниверситета принимал самое активное участие в изучении этого уникального памятника. И здесь основные его усилия были направлены на обработку полученной в ходе раскопок огромной керамической серии. В этой связи им были успешно использованы статистические методы анализа. Применение соответствующих методов позволило ему, совместно с А.Д. Пряхиным, разработать типологическую схему керамики Мосоловского поселения, а последующее сравнение полученных данных с материалами Боровского поселения явилось существенным вкладом в разработку общей типологии керамики донской лесостепной срубной культуры 8.

(8)      Изучение древней керамики Мосоловского поселка велось В.И. Бесединым и по целому ряду других направлений. Немаловажную роль сыграло выполнение в полевых условиях в последние годы работы Мосоловской экспедиции экспериментов по физическому моделированию процесса изготовления глиняной посуды. Им был практически полностью реконструирован этот процесс, начиная от подготовки формовочных масс и завершая костровым обжигом сосудов 9.

(9)      Своего рода итогом анализа керамики Мосоловского поселения срубной общности стало выяснение относительной хронологии построек поселка, что в целом позволило выделить три этапа в его развитии и дать характеристику керамической серии каждого из них 10. По данным В.И. Беседина, признаком раннего этапа этого поселения являются сосуды с чертами колоколовидности, довольно бедной орнаментацией, обработкой поверхности грубыми широкими расчесами. На среднем этапе (время расцвета традиций керамического производства) присутствуют почти все выделенные разновидности форм и элементов орнамента. Керамический комплекс позднего этапа представлен почти исключительно банками и горшками, поверхности сосудов в основном заглажены.

(10)      Необходимо подчеркнуть комплексность проводимых В.И. Бесединым исследований керамики Мосоловского поселения. Технология изготовления, типологический анализ в сочетании с данными относительной хронологии построек позволил перейти к разработке нового направления в керамиковедении, связанного с "микроисторией": выяснение динамики роста и изменения поселка, условия формирования культурного слоя и его перемещение, развитие гончарных традиций, изменение производственного инструментария и т.д. 11

(11)      Еще одним направлением стало исследование семантики орнамента керамики. При помощи статистических методов им, совместно с И.Е. Сафоновым, были выделены некоторые числовые закономерности в расположении элементов композиции, что позволило в целом выйти на реконструкцию календарных систем срубной общности, чьи истоки, по-видимому, следует искать у населения абашевской общности 12.

(12)      В.И. Бесединым проведен и анализ так называемого "микенского" орнаментального стиля на костяных изделиях и его распространение в Восточной Европе, что дало возможность охарактеризовать две хронологические группы находок 13. Поздняя группа такого рода изделий, большей частью представленная в памятниках срубной общности, типологически и по набору орнаментов соответствует карпато-дунайским образцам, в то время как более раннюю образуют дисковидные псалии, прежде всего доно-волжской абашевской культуры, орнамент которых вполне мог возникнуть под влиянием местных традиций. Нельзя не отметить, что В.И. Беседин в последние годы все более склонялся к точке зрения об исходных позициях доно-волжской абашевской культуры по отношению к другим абашевским культурам, и мысли о том, что чуть ли не основной территорией формирования срубных племен было Подонье и его смежные районы.

(13)      На протяжении более чем двадцати пяти лет В.И. Беседин вел активную полевую деятельность, ежегодно выезжая на раскопки и проводя разведки. Он руководил и принимал непосредственное участие в исследовании памятников различных эпох и культур, преимущественно на территории лесостепного Подонья: Подклетнинского могильника доно-волжской абашевской культуры в окрестностях г.Воронежа, городища у с.Сенное эпохи средней бронзы и раннего железного века, многослойных Семилукского городища на р.Дон и Воргольского городища под г.Ельцом, комплекса памятников славянского времени на северной окраине г.Воронежа (комплекс памятников "Вантит") и многих других 14.    
Совместно с другими исследователями В.И. Беседин принимал участие в публикации и интерпретации ряда памятников доно-волжской абашевской культуры (Кондрашкинский курган, курган 1 могильника Селезни-2 и ряд других памятников), давших серию социально-престижных захоронений и позволивших обозначить широкий круг вопросов, связанных с изучением доно-волжской абашевской культуры и оценкой ее роли в этнокультурных процессах периода средней бронзы 15.

(14)      Последние пять полевых сезонов В.И. Беседин провел на раскопках ряда памятников эпохи бронзы Капитановского археологического микрорайона и Картамышского рудопроявления на территории Луганской области (Украина), в составе международной археологической экспедиции Института археологии НАН Украины и Воронежского госуниверситета 16. Им проведен сопоставительный анализ серий срубной керамики, происходящих с Мосоловского поселения и поселения Капитаново-II. Публикация полученных материалов увидела свет уже после смерти Владимира Ивановича 17. Однако, это не последняя книга, среди авторов которой будет стоять его фамилия. Она будет и в подготовленной к печати коллективной монографии по доно-волжской абашевской культуре, выполненной в 1998-2000 г. по единому заказ-наряду Воронежского госуниверситета.

(15)      Характерной чертой научного поиска В.И. Беседина было использование информационных технологий, которое с появлением первых персональных компьютеров (аналогов IBM PC) переросло во всеобъемлющее увлечение. Во многом благодаря его личной инициативе в 1990 г. на кафедре археологии появился первый персональный компьютер, первый не только на кафедре, но и на ряде гуманитарных факультетов. Тогда же им был введен в систему подготовки студентов-археологов практикум по применению статистических методов анализа археологических источников с помощью вычислительной техники. Отсутствие хорошего программного обеспечения, стимулировало его к разработке ряда собственных программ, которые до сих пор пользуются популярностью у археологов 18. Использование компьютера при подготовке курсовых и дипломных работ вошло в постоянную практику. Кафедра археологии становится базовой для развития исторической информатики, а В.И. Беседин принимает участие в разработке структуры информационно-справочной системы "Культурное наследие - памятник" Министерства культуры 19. В 1994 г. он становится членом Ассоциации "История и компьютер".

(16)      В.И. Беседин был одним из немногих археологов, впервые применившим метод "размытой классификации" при анализе археологического материала. Этой проблеме был посвящен ряд его докладов на конференциях Ассоциации 20. Применение данной методики позволило В.И. Беседину в одной из последних работ построить блестящую типологию миниатюрных острореберных сосудов из погребений абашевской культурно-исторической общности 21.

(17)      Постепенно использование компьютерной техники вышло на общефакультетский уровень, чему способствовало вовлечение сотрудников и преподавателей факультета в процесс ее освоения. Таким образом, сначала сформировалось неформальное объедение "компьютерщиков", которое затем решением Ученого совета исторического факультета получило статус межкафедральной секции. Ее заведующим и душой стал В.И. Беседин. С 1992 г. сначала на базе компьютерного класса физического факультета, а затем уже собственного кабинета-класса "Информационных технологий" В.И. Беседин начинает проводить практические занятия по курсу "Количественные методы в исторических исследованиях".

(18)      По мере развития информационных технологий В.И. Беседин все больше внимания уделял вопросам их применения в учебном процессе. Участники секции "Информационные технологии в образовании" конференций Ассоциации "История и компьютер" помнят горячие выступления Владимира Ивановича по проблемам использования мультимедиа, тест-программ, Интернет 22.

(19)      В последние же годы значительную долю его "свободного" времени, которого, как правило, не было, поглощала работа в Интернет. Совместив в себе главного редактора и веб-дизайнера, В.И. Беседин за короткий промежуток времени, практически полностью на инициативной основе, сумел создать коллекцию археологических Интернет-ресурсов, одну из самых примечательных в России.

(20)      Энергия и работоспособность В.И. Беседина поражали и оказывали благотворное влияние на окружающих людей, но в последние годы он работал, не щадя себя. Написание докторской диссертации, посвященной изучению керамики эпохи бронзы доно-донецкого региона, над выполнением которой он успешно трудился в последние годы, усилия по развитию информационных технологий на историческом факультете, деятельность в качестве заместителя заведующего кафедры по науке и ученого секретаря диссертационного Совета по специальности "археология" - далеко не полный перечень дел, отнимавших у него массу сил и энергии. Многое из задуманного завершить так и не удалось. Сердце Владимира Ивановича перестало биться в последний день проведения VII научной конференции Ассоциации "История и компьютер", на которой буквально за несколько часов до кончины он был избран в ее руководящий Совет.    

(21)      Безвременная кончина прервала его творческий путь, но сделанное им еще долго будет служить как пример преданности науке, служения людям, доброжелательности и деликатности. Таким навсегда останется Владимир Иванович Беседин в нашей памяти.