http://www.main.vsu.ru/~cdh/Articles/03-10a.htm
В.И. Беседин - Ю.Ю. Юмашева
Воронежский университет, "Кордис & Медиа"(Москва)
e-mail: julia@cordis.ru

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ИНФОРМАТИКИ И АИК НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 1

Светлой памяти Владимира Ивановича Беседина
С любовью и неизменным уважением,
Жанна Кихот

Ю.Ю.
26.10.99

Была страшно рада такому супероперативному ответу!

Милый мой и дорогой "вредный" оппонент! Я как раз и рассчитываю на Вашу "вредность"! Меня не интересуют заказные елейные рецензии - мне нужен объективный взгляд на свои детища - и кто как не Вы, уже хлебнувший "прелестей" новых технологий, оценит мои бессонные ночи!

Буду ждать визита Ильи и Вашей информации. От себя хочу добавить, что срок написания рецензий (их тексты, кстати, можно переслать по эл. почте), как обычно у нас - "вчера", т.е. чем скорее, тем лучше. Оценивать содержание "Истории России" - труд архинеблагодарный - слишком велик временной разброс, но некоторые инновации, думаю, вы увидите и оцените сами.

Второй диск - это решение на CD-ROMе той задачи, которую Вы пытаетесь решать с помощью Интернет.

("Эксперименты с различными оболочками съели кучу времени и результат собираюсь представить на очередную конференцию АИК в виде "Интернет и HTML как средства создания учебных multimedia-продуктов". Суть легко раскрыть в паре предложений: CD- архив (энциклопедия, если хотите). НТМL - средство создания оболочки, которая на CD не записывается, а потому может быть приспособлена под запросы КОНКРЕТНОГО преподавателя" - цитата из вашего письма).

Мы ее решили по-другому. Мы смогли создать записанный на диске инструмент (оболочку), которая равно работает как с информацией на диске, так и (в недалеком будущем) с информац. ресурсами Интернет, и с помощью которой можно создавать ЛЮБЫЕ мультимедиа- продукты под конкретного педагога или ИССЛЕДОВАТЕЛЯ. Ну, вы это оцените, увидев издание "Москвоведение". Тема и содержание в нем не самое главное, а вот ПРИНЦИП.

Относительно будущей конференции. Направляю Вам еще не окончательно утвержденный текст инф. письма Совета АИК о будущей конференции. Думаю, что тем самым не очень нарушу субординацию АИК... И надеюсь, что ВАШ ДОКЛАД, хотя и в 50% (судя по названию) относится к Интернет-секции, все же прозвучит в нашей образовательной секции.
 

В.И.
5.11.99

Процесс пошел. Мой прогноз полностью подтвердился - в течение следующей недели МЫ (ВГУ) должны отослать официальный отзыв. Мы - поскольку "История" в настоящее время передана на кафедру истории России в ежовые рукавицы наших молодых "зубров" (А.И.Филюшкин, М.Д.Долбилов). Пока, после полуторачасового коллективного просмотра вынесен предварительный вердикт - можно, нужно, полезно. При условии, что учитель имеет P200, 40скоростной СД-дисковод, лицензированные Win95 или NT4(c 5 карточками) Office и мультимедийный проектор (Считайте, сколько это стоит).

На гуманитарных факультетах вузов Воронежа такую возможность пока имеет только наш истфак.

Стационарный компьютер может быть заменен ноутбуком, поэтому проблема специальной аудитории отпадает, было бы помещение не слишком светлым.

Со вторника к "Московедению" планирую подключить А.Н. Акиньшина - краевед высшей профессиональной пробы, блестящий исследователь-архивист и хороший журналист. Так что рецензия пойдет за несколькими подписями.

Тем не менее, Вы развязываете мне руки, и поэтому я буду посылать вам сообщения по ходу дела - мне так удобнее: споткнулся - написал, поскольку делать где-то пометки для памяти уже разучился.

...Действительность, ставшая анекдотом. Когда мы делали наше первое крупное приобретение (четверка, лазерный принтер, ч.б сканер), из счета нам вычеркнули коврик для мыши. Так вот, на "коврики" нам вечно не хватает деньги. Мы работаем на лицензированных 95, офисе, статистике, НТ и пр., а на СД денег нет. Причина - то, что уже есть, лежит мертвым (почти) грузом. Это я к тому, что Ваши диски не с чем сравнивать - у нас нет Клиософтовской "Истории".

И все же. Пока не могу сказать чем, но интуитивно они (оба) мне нравятся. Причем в "Москвоведении" я еще не добрался до главного - такие вещи на бегу не делаются. Думаю, Вы правы и главная причина - возможность самому строить рассказ.

По поводу не "снимаемых подсветок слова" - в диске стоит поиск по словоформам. Видимо, вы случайно нажали его. Я вышлю Вам текстовое руководство пользователя. Надеюсь, многие вопросы уйдут.

Eще один анекдот. Поступает чукча в литературный институт .... Мы, чукчи, не читатели, мы - писатели.

Я с этого анекдота уже который год начинаю занятия по информатике. И через полчаса убеждаюсь, что все студенты - чукчи. И не только студенты.

Я НЕ ЗНАЮ, как я включил этот поиск (Кстати, обычный ответ студентов, после того, как они вызывают на экране такое, что приходится перезагружать компьютер). Причем, включил уже и на совершенно другой машине. Нажал "битва под Москвой". Получаю и битву, и полный перечень статей, где встречается "под...", то есть вообще всех. Археологию получил из раздела "Как изучают историю".

Такая ситуация возможна с большинством потенциальных пользователей, которые все осваивают методом "тыка".

Приятно сознавать, что ты не одинок во Вселенной.

Раз в вопросе рецензий цейтнота нет, то своих "компьютеризованных" я мучить не буду, а поступлю проще - пойду в школу и договорюсь там на пару уроков в разных классах. Нужна будет реакция не только школьников, но и учителей. Как знать, может быть на педпрактике (февраль-март) сможем подключить к этому и студентов.

Ожившие карты. Замечательно. Напомнили мне трехлетнюю мечту. Мне ее не сделать, но может быть кто-то возьмется: ожившая карта Великой Отечественной. День - секунда, когда синяя клякса стремительно заливает страну и вдруг замирает то в одном месте, то в другом, затем опять разливается. Доходит до Москвы, чуть откатывается, а потом - до самой Волги. И вдруг ее сметает красная волна. 25 минут. Полминуты будет стоять Брест, 5 минут - Севастополь, 15 - Ленинград. Мне почему-то кажется, что это должно произвести очень сильное впечатление.
 

Ю.Ю.
5.11.99

Огромное спасибо за теплые слова и заботу! Было очень многое приятно слышать и читать...
 

В.И.
8.11.99

В приложении - мои рассуждения о создании авторских рассказов в Москвоведении. Мне этот диск вообще очень симпатичен. Поначалу я даже расстроился - кому теперь нужен мой будущий доклад. Но влез поглубже и понял, что еще не все потеряно - ниша для самоделок осталась, только стала очень тесной.

В четверг иду в школу давать урок "Внешняя политика СССР в 30-е годы". Не самая выигрышная тема, тем интересней что получиться. Вечером отпишу.

...Революция, о необходимости которой так много говорили, началась. Преподаватели школ и вузов лишаются жесткой привязки к разработанным авторами CD сюжетам и получают возможность делать на их основе свои собственные авторские лекции (уроки, рассказы). Причем эти лекции в любой момент могут быть дополнены новыми сюжетами, отредактированы или удалены. Сам СD превращается в иллюстрированную мультимедийную энциклопедию, из которой ленивый преподаватель может взять все необходимое, а серьезный исследователь и педагог - основу.

О том, что жесткие рамки прежних учебных мультимедийных изданий не удовлетворяют потребителей говорит и выпуск профессиональной версии "Истории России. ХХ век" фирмы "КлиоСофт", позволяющей пользователю, по сообщениям производителя (заглянул на их сайт), конструировать свои лекции из готовых блоков. Такая возможность может быть принята как первый шаг. В свете новой разработки это уже выглядит устаревшим.

Простота создания мультимедийных лекций восхищает.

Экспериментируя с диском, я создал рассказ "История Московского Кремля". Эксперимент позволяет сделать ряд предложений. Эти предложения основаны на многолетней практике работы с подборкой и монтажом иллюстративного материала (в археологии главное - иллюстрация, текст - дополнение).

Конкретно - разбить процесс создания рассказа на два этапа.
1 этап - отбор материала (иллюстраций и статей)
2 этап - монтаж

Остается добавить, что пожелание вставлять этот инструмент в последующие диски "Кордис" будет в официальной рецензии.

Аппетит, как известно, приходит во время еды. Это к тому, что до сих пор я не увидел удовлетворительного инструмента тестирования. Тесты должны быть, это вне сомнений. Но их следует делить на две группы:

Тесты для самоконтроля.
Из чужого и нашего опыта. Тестирование должно быть строго тематическим. Не следует смешивать вопросы по базовым датам и сюжетам со второстепенными. Возможно, имеет смысл сделать иерархическую структуру: базовые знания - более подробные - детали. Имеет смысл использовать идею "Катехизиса" - при неверном ответе выводить соответствующую справку.

Тесты для контроля знаний преподавателем. Кстати сказать, дисциплинируют и самого преподавателя. С тех пор как нам удалось (вот такое определение) внедрить компьютерное тестирование в курсах по истории древнего Востока, Греции и Рима, мел и доска стали обязательным инструментом преподавателя, ориентирующегося на тесты: фиксируются все даты, события, имена, определения, встречающиеся в вопросах.

И чтобы довести все до логического конца - для тестов, как и для рассказов надо предусмотреть возможность составлять их самим преподавателем. Для начала хотя бы путем отбора из имеющихся….
 

В.И.
12.11.99

Представьте себе самый первый киносеанс братьев Люмьер. Тогда Вы поймете, почему мой сегодняшний урок (в школе) закончился триумфальным провалом. Несмотря на присутствие на уроке директора (историк, канд.пед.наук) и двух учителей, первую половину урока класс был неуправляем и только к концу ребята немного пообвыклись, после чего мы дружно разгадали кроссворд со второго захода. Что-то подобное я ожидал, но не настолько эмоциональное и урок по существу сорвал.

Послеурочное обсуждение с демонстрацией возможностей диска ("История"):
- Замечательный материал для иллюстративного сопровождения урока
- Методика проведения подобных занятий в принципе отличается от обычного урока, ее нужно разрабатывать и апробировать (Я не согласился - те же иллюстрации, но в иной форме подачи.

Просто мы не умеем работать с иллюстративным материалом)
- Не ясно, как можно проводить сетевой урок. Школьник обязательно залезет куда-нибудь в сторону.
- Рядовая российская школа не будет иметь возможностей для подобных уроков еще очень долго. (Мое техническое оснащение уместилось в сумке средних размеров - notebook и мультимедийный проектор)
- Преимущества и недостатки можно будет обсуждать только тогда, когда это станет обыденным явлением.

Так что от дальнейших экспериментов решили пока воздержаться. Вот так.
 

Ю.Ю.
13.11.99

Извините меня за нескорый ответ на Ваши столь подробные и ценные мысли: два дня почти безвылазно просидела на конференции ИТО'99.

В результате пришла к двум выводам: 1. необходимо срочно укреплять секцию по обучению на родной конференции (!!!!) 2. мы катастрофически не знаем, что делается у нас же "под носом". Нам совершенно необходим выход в СМИ.... Написала и задумалась, а где взять "шуршавчики" для всего этого? Пока не знаю, но, попытаюсь что-то найти...

Огромное Вам спасибо. Извините, что невольно стала причиной "провала" урока.... Честное слово, не хотела! О возможных методиках работы с дисками на уроке постараюсь рассказать Вам, переслав в ближайшее время тексты своих рецензентов-учителей, активно использующих в своей пед. практике компьютер (в том числе и в сетевой версии). Думаю, что дискуссию по этому поводу стоит продолжить (возможно, пока БЕЗ практических опытов).
 

В.И.
13.11.99

> необходимо срочно укреплять секцию по обучению на родной конференции

не знаю, что и сказать. С одной стороны - самая большая и популярная секция, с другой - практических выходов почти нет.

>мы катастрофически не знаем, что делается у нас же "под носом"

А может быть не хотим знать? Минобр, РГГУ и еще что-то ежегодно организуют весной конференции в Кисловодске или где-то еще в Краснодарском и Ставропольском краях и регулярно рассылают приглашения. Но я что-то не слышал, чтобы кто-то из наших там был.

>невольно стала причиной "провала" урока

Вы здесь совершенно не причем. И потом, я не случайно употребил эпитет "триумфальный". Это же был самый сложный класс во всей школе. Классные руководители меняются ежегодно - не выдерживают.

Так вот, пока я собирал технику, полкласса собралась вокруг. И главный вопрос - а вы еще к нам придете?

>О возможных методиках работы с дисками на уроке…

Моя беда в том, что я не практикующий, а время от времени экспериментирующий преподаватель. В моих курсах мм-технологии применить сложно. У меня народ осваивает компьютер как рабочий инструмент. А те, кому сам бог велел, предпочитают носить на лекции черно-белого Ван Гога.

Мои собственные разработки все на стадии полуфабрикатов - есть мысль, есть ее пробная реализация, для доведения до ума нет ни времени, ни сил. Я сейчас пытаюсь сидеть на двух стульях: археология и компьютер. Чем такое заканчивается - известно.

По большому счету, надо на пару лет компьютер забросить, доделать докторскую, а не могу. Это как наркотик.

У нас продолжается просмотр дисков всеми желающими, просто так. Но высказывания коллекционирую. Нового "компромата" на "Историю" я Вам видимо уже не соберу. А вот восторгов - сколько угодно. Пересказывать их, все равно, что цитировать Ваш анонс в Арт-листе. К "Москве" я неравнодушен, а это вредно отражается на восприятии.
 

Ю.Ю.
15.11.99

Если бы Вы только знали, КАКОЙ елей на мою израненную душу вы вылили, признавшись в "неравнодушии" к "Москвоведению"!

Честно говоря - это мое "детище" пока никто толком не оценил. А за ним (поверьте!) огромное будущее. Об этом будущем я надеюсь рассказать на конференции АИК...

О расширении мультимедийно-интернетско-обучающей секции всерьез говорила с Л.И. Наметили "список жертв", которых хотим пригласить к разговору и сотрудничеству. В том, что на секции "практических выходов почти нет" - согласна полностью. И откуда же им взяться? Но за последние несколько месяцев (как мне кажется) появились сдвиги в лучшую сторону. Именно поэтому очень хочу сделать секцию, наполненную ДЕМОНСТРАЦИЯМИ различных продуктов... А они есть! К примеру, у известного Вам тов. Беседина, еще у двух-трех человек...
 

В.И.
16.11.99

>О расширении мультимедийно-интернетско-обучающей секции

Мне кажется, говорить надо не о расширении секции, а об активизации обмена в межсекционный период. Меня в этом убедили последние две недели (имеется в виду наша ежедневная переписка - Ю.Ю.).
 

В.И. замолчал на несколько дней, я забеспокоилась, написала "вопящее" письмо и получила ответ с темой "ja zhivoi"…

В.И.

В понедельник я вышел на работу. Болезнь меня основательно выбила из колеи и в круговерти свалившихся дел так и не добрался до отзывов. Постараюсь завершить завтра-послезавтра. У Ильи Сафонова теперь личный e-mail, а второй адрес, на который вы мне пишете, теперь зарезервирован за секцией исторической информатики вообще. Почта у нас работает нормально - листы RSSH так основательно дублируют друг друга в последнее время, что одну и ту же информацию читаем по два-три раза. Очень интересно было читать о выездной сессии Совета АИК. Особенно восхитил призыв всех на борьбу с Фоменко. Его облик страстотерпца несколько поблек за последнее время - добавим ему рекламы от официальной науки. Нам что - делать нечего? Кстати сказать. Все наши изменения оперативно вносятся на сайт истфака ВГУ, чего не могу, к сожалению, сказать о некоторых других, которым почти два месяца назад разослал сообщение о смене нашего URL, но воз и ныне там.
 

Ю.Ю.
2.12.99

Я безмерно рада, что "vy zhivoi".

Честно говоря, долго пыталась прочитать это английское слово, даже в Гальперина полезла.....

Вообще события последних дней в связи с подготовкой к конференции основательно вышибли меня из седла: у меня бесконечная "головная боль" в связи с оперативностью ответов по эл. почте (большинство членов АИК свои ящики не смотрят месяцами!!!!), дубляж информации тоже достал… В своем письме вы высказали сомнение в целесообразности организации Круглого стола о Фоменко.... Я не совсем согласна с Вашей позицией... Но это тема для долгого разговора, а я и так Вас уже замучала...
 

В.И.
3.12.99

О вероятной программе работы конференции.

Откровенно говоря, на АИК я езжу отдыхать в кругу хороших людей. Археологи так не работают. На заседаниях они дремлют, если вообще до них доходят. Все решается в межсекционный период, преимущественно ночью. Однажды я за две ночи … прорисовал изумительную по тонкости изготовления коллекцию резной кости.

>большинство членов АИК свои ящики не смотрят месяцами

Возможно, но если я своим иностранным корреспондентам сразу же не напишу хотя бы пару строк, через две недели мой ящик станет пустым навсегда. Я не знаю, насколько широко Вы завязаны на зарубежную переписку, а у меня сложилось впечатление, что там все обо всех всё знают. Ко мне, например, несколько раз обращались люди, с которыми я до этого обменивался двумя-тремя письмами за справками о ком-то, который где-то упомянул меня. Мне это непонятно, и даже коробит, а там - в порядке вещей.

Ну а у нас на факультете ящики просто стоят на автозапуске, хочешь - не хочешь, а ящик проверит сам себя и при получении письма очень противно пропищит.

>Про Фоменко.... это тема для долгого разговора

С кем? Фоменко этот разговор "до лампочки". Почитателям folk-history (надо же, академическая наука даже термин изобрела) - тоже. Как сказал один мой знакомый, недавно защитивший докторскую: "Вот стану академиком - напишу книгу про математику". А я однажды в коридоре у двери нашего компьютерного класса прочитал 20-минутную лекцию студентам-физикам, которым потребовалось узнать, зачем историкам такие компьютеры, которые им и не снились. Рефрен лекции - математика и физика - лженауки. Самое интересное во всем этом, что слушали.

>я и так Вас уже замучала

А вот здесь Вы глубоко не правы. Это могут сделать только студенты.
 

Ю.Ю.
10.12.99

Извините, что оперативно не смогла Вам ответить - московский грипп меня "добил". … Но, к делу!

Относительно оперативности наших ответов и умения людей "держать" и "налаживать" контакт с помощью почты... Знаете, В.И., я думаю, что многое еще зависит и от уровня личной культуры и воспитания. Ну, не получается у нас пока разумного сочетания высшего образования и воспитания! Ну, что делать, если люди не считают зазорным просто проигнорировать ваше письмо! Вот вы переживаете, мучаетесь тем, что не можете ответить мне, ночи не спите, бросаете все, чтобы хотя бы строчку написать в письме. Я знаю в АИК еще 4-5 человек с такими же душевными качествами (молодежь почему-то называет их "комплексами"?! Убей бог, не понимаю, почему?), но это все! И никакими средствами расширить этот круг не удается.

Относительно тематики секций. Я не во всем согласна с Вами, В.И. Хотя для меня уже давно очевидно, что на конференции "центр тяжести" располагается отнюдь не на секциях. Давно ловлю себя на мысли о том, что еду не на "доклады", а "на людей" (знаете, как в театре, когда ходят "на актера", потому что пьесу знают наизусть). Предположим, прошлая конференция запомнилась мне нашим с Вами разговором, помните? Мы обсуждали принципы построения базы данных с доп. материалами к лекциям и семинарам. Потом эту идею я в "Москвоведении" реализовала. Мне до сих пор жаль, что поговорить мы смогли только в течение 40 минут! Наверняка, очень многое можно было бы "родить" еще в рамках этого мозгового штурма двух явно архизаинтересованных в данной теме лиц! Но ведь это было не на секции!!!! Так же не на секции я обсуждала с Кирилловым-Джалиашвили проблему постановки тестов (или шире программ проверки) по гум. дисциплинам. Разговор был конструктивен, потому что мы не тезисы доклада обсуждали в рамках строгого регламента, а искали путь решения общей задачи в "диалоговом режиме". Этого нельзя добиться на смешанной секции на 20-25 человек! Это разговор для 4-5 участников максимум, спецов по этому вопросу, "собаку съевших" на этой теме, для которых ее обсуждение - смысл существования. Ну, право, это же неинтересно широкому кругу....

По поводу Фоменко. Конечно, Ваша позиция мне понятна и близка (особенно по поводу лженаучности физики и математики. Когда-то я даже шутку придумала: "в "неточной" истории все имеет свое четко определенное место, время, причины и следствия, и только в "точной(!)" математике возможна фраза "плюс-минус бесконечность." Знаю-знаю, что неправа, но в первый момент "технари" от подобной наглости немеют! А мне того и надо!). Но с другой стороны, курс истории a la Фоменко читается уже во многих непрофильных вузах. Представляете, какие "познания" несут в народ наши так называемые "историки", в руках которых, в основном, эти дисциплины и находятся? "Исправить" этот вывих мозгов в дальнейшем просто невозможно, не мне Вам это говорить!

Поэтому, надо что-то делать.
 

В.И.
11.12.99

Я опять кругом виноват. Рецензии так и не доделал. Сначала прихватило голову - у меня это бывает. Видимо сказался резкий переход от лежания к стоянию с говорением. А потом я ушел в web-запой и уже ничего не мог с собой сделать, хоть и говорил себе - остановись, доделай рецензии - потом все время твое.

Что это такое. Симптомы абсолютно совпадают с запоем обычным (сам не страдаю, но иногда наблюдаю со стороны), только вместо водки - создание WEB-страниц. Внешне это наступает сразу, а в действительности - когда собранный материал переходит некоторую критическую массу, причем реально еще недостаточную. Вот тогда он и наступает - срочно выискивается недостающее, что-то дорисовывается, что-то запускается сырым. Спать некогда, есть некогда. Вместо пачки "Беломора" уходит две. И все - "ради нескольких строчек в газете". Появляется нечто, но запой кончается, потому что это нечто уже стоит в сети, анонсировано в новостях истфака ВГУ и называется "Экспериментальная археология в Воронежском университете" - специально для тех, кто любит яркие контрастные цвета и много-много картинок. Потом подработаются тексты, сменятся и добавятся картинки, принесет немецкий текст Илья и кто-то еще сделает английский. Главное - оно стоит и неделю-другую будет радовать сердце и согревать душу, потому что это сделал я, и ничего подобного у нас еще нет и т.д. и т.п. Так что простите великодушно за то, что не оправдываю Ваши надежды. У каждого есть свой бзик.

Еще раз о Фоменко. Ату его!!! Я очень хорошо представляю

> какие "познания" несут в народ наши "историки"

Читают культурологию по Шпенглеру и Тойнби, выдавая это за новейшие достижения, потому что имеют на руках издания 1999 г., вспоминают Соловьева и Данилевского. Вместо научного коммунизма несут в массы социологию (раньше называлась обществоведением) и политологию (очередное постсоветское изобретение, не имеющее на западе аналогов. Пришли к мне две аспирантки искать ее в Интернет - нет там такого, есть политические науки. Вот только непонятно, откуда у нас столько докторов и докторских советов, если по положению ВАК для защиты кандидатской надо иметь 3 докторов по профилю науки, которой у нас не было), не имеют не малейшего представления о понятиях выборка и т.д., а изучают общественное мнение и современные политические процессы. Они БЕССМЕРТНЫ при любом строе, также как и folk-history (не перевожу специально, русского эквивалента еще не придумали). Это не наука, что великолепно понимают и они сами, и мы.

Не это меня раздражает. На волне антифоменкизма начинают делать себе имя и имидж. Неделю тому назад у нас прошло студенческо-аспирантское мероприятие под названием конференция, в котором критике Фоменко было уделено особое внимание. А в обсуждении выступил я. Я - мазохист и садист, люблю, когда на конференциях меня бьют и бьют больно, лишь бы по правилам. Так меня воспитали в студенческом детстве. Ну и я тоже бью больно и студентов и коллег. Работы буду приводит по памяти - мое собрание сочинений раннего Фоменко (современного не покупаю) разошлось по рукам.

Статья Фоменко и Морозовой в "Математических методах в изучении средневековых повествовательных источников". Кто редактор, не помните? Издательство - "Наука"… А когда появились первые "исторические" произведения Фоменко? Когда вышли его основополагающие "Статистические методы" (1) и "Глобальная хронология" (2). Это начало.

Далее - никто из выступавших 1 и 2 не читал и не анализировал, потому что в Воронеже, оказывается, их не достать. Зато прочитали до дыр реферат (отыскался родимый, два года как заныкали. Пришлось отнять). Обильно цитировали работы Пономарева, Володихина и др., а также - антифоменковский сайт. А астрономические программы при расчетах затмений, оказывается, дают близкие результаты, но с точки зрения астрономии - разнящиеся очень существенно. Они не проверяли. И Пономарев сел на одну HomePlanet.

А я сравнил три и на большом отрезке (у меня свой интерес - между делом составляю каталог затмений в южной части Восточной Европы в эпоху бронзы. Есть основания для трактовки некоторых изображений на сосудах как полных солнечных затмений, а значит, возможность получить точные даты. Каждое затмение проверяю по трем программам. Но для меня ошибка 40 км и разница новолуний в 1 сутки не имеет значения - сосуд вполне мог быть перемещен и на большее расстояние, важна область и год. Но какова цена таких расхождений в астрономии?).

У Фоменко графики Ливия и Сергеева совпадают. Следует вопрос - а откуда же еще мог Сергеев взять сведения о римской истории. Назвать что ли Полибия и др.? Это же интересно, что Сергеев писал учебник по Ливию. Но интересней другое - почему совпадают графики античного (по Ливию-Сергееву) и средневекового Рима по Грегоровису (если это не подтасовка). Не выплеснуть бы с водой и ребенка! Во всякой бредовой идее есть рациональное зерно.

Кстати, о самой идее метода. Фоменко забыл упомянуть "Русские летописи и автор "Слова" Рыбакова (1972, кажется). Фоменко в истории тогда и близко не было. Рыбаков не математик, а фоменковские графики построил, но для того, чтобы показать, что Татищев не восполнял пробелы в летописях, а использовал утраченные источники. Без всякой математики, но наглядно и, на мой взгляд археолога, убедительно.

Короче, я обозвал их "фоменками наоборот". Кажется, поняли.

По большому счету для борьбы с лженаукой необходимо в наше время
1. Хорошему историку еще бы талант хорошего писателя
2. Очень много денег

А то как специально к разговору вчера попался на глаза весенний призыв Президиума РАН "Все на борьбу с лженаукой!"(а Фоменко - чей академик?). Увидел случайно. Как говориться, приплыли. Чего думать, вводим Гослит и цензуру, восстанавливаем спецхраны в библиотеках, составляем Индекс запрещенных книг (а еще лучше, собрать все книги бы - да сжечь). А иначе - не получится. Науку ведь кормить надо, а лженаука приносит прибыль.

Наверное, читаете и думаете - эту бы энергию да в мирных целях. Не в оправдание. Для того, чтобы придумать хорошую статью по археологии надо года два-три, а написать можно и за два дня. То, что я сейчас пишу - уже придумано. К тому же, не надо следить за стилем орфографией и прочими тонкостями русского языка.

> Ах, было б только с кем поговорить!

По поводу последнего. Может быть другим просто говорить не о чем, а потому и пустуют наши ящики месяцами. Ведь поглядите, попытка Тихонова из Томска начать дискуссию тут же и закончилась. А что твориться на западных листах. Один спрашивает "Dear All" (на деревню, дедушке), двое-трое тут же отвечают, еще кто-то добавляет. Через две недели уже все забыли кто и с чего начал, разговор ушел совсем в другую область, но всем интересно. Это способ общения, очень оперативного, неформального, дружеского. Нет регалий, есть некто Роланд, который впервые узнал обо мне в марте, и который меня в глаза никогда не видел, но предлагает перед ноябрьской конференцией 2000 г. в Германии заехать к нему в гости в Амстердам на недельку (благо 200 км), да еще и организовать гостевую лекцию в Гронингене. Все, что от меня требуется - добраться до Дуйсбурга.

Я за неполный год написал больше 200 писем, две трети - на английском. Никого мой пиджин-инглиш не волнует. "Моя-твоя понимай", и достаточно. Двое англичан добровольно и очень тактично поправляют меня, предварительно спросив моего согласия. Что нас всех объединяет - только общие интересы. Кому не интересно - молчит. У нас - тишина почти гробовая. Значит - неинтересно и не нужно, я так понимаю.
 

Ю.Ю.
15.12.99

Дорогой Владимир Иванович!

Прочитала и расстроилась. Не скажу, что по всем пунктам, но все же. С Вашего разрешения, начну с конца.

Reply All & Dear All - это хорошо... Вот только не совсем для нас, запуганных собственными глупостями и тенями…

Поймите, я не жалуюсь, просто как ооочень общительный человек ужасно страдаю от этого вакуума. Знаю, что моя общительность и "отсутствие" тормозов не всем по вкусу, поэтому "покудахтав", что очередной корреспондент не ответил, писать просто перестаю.

Обсуждать научные проблемы.... Для меня это сложно. И дело не только в коммерческом характере учреждения, где я работаю. Просто мои научные интересы (просопографические базы данных. Вы, видимо, уже и не помните, что я когда-то "чистой" наукой занималась?) чрезвычайно редки и найти спарринг-партнера почти невозможно, несмотря на распространение баз данных как таковых...

Фоменко. У-уууу! ну на таком уровне я вряд ли смогу вести диалог - мелковато плаваю... Кроме того, все же думаю, что "лучше поздно, чем никогда" следует начать дискуссию. А еще, - Владимир Иванович, а почему вам вашу энергию не превратить в нормальное выступление по этой теме? Было бы очень здорово! Как вы понимаете, не провоцирую, не настаиваю, а предлагаю.... Буду самым активным болельщиком в этом процессе...
 

В.И.
18.12.99

Был на конференции в Липецке, так вот "Из странствий в Липецк возвратясь….", большой секрет для ма-а-ленькой такой компании я все-таки сохранил до конца.

В ту же самую злополучную среду состоялся заключительный аккорд по "Москвоведению". Мои школьники докладывали свои рассказы о Москве (готовили на предыдущем занятии). Условия - 20 минут, не больше 7 иллюстраций, считая и карты, на каждый доклад - два оппонента (они тоже готовили свои варианты, но не докладывали). Доклады сами по себе - никакие. Нет ни опыта говорить без бумажки (в школе зачитывают свои рефераты), ни тем более умения работать с изобразительным рядом, да еще на экране. Но зато обсуждение было бурным - обе стороны только что огнем не дышали. В конце-концов во всем оказался виноват я - за такое время материал изложить нельзя и иллюстраций разрешил показать мало. Пришлось оправдываться, что надо не материал излагать, а раскрывать тему, т.е отбирать главное.

> Поймите, я не жалуюсь, просто как ооочень общительный человек ужасно страдаю от этого вакуума.

Итак, до двух часов в день на общение с буквами на экране, за которыми стоят такие же. А в это время кто-то рядом смотрит другой ящик, и еще кто-то, заткнув уши, слушает третий ящик. Все правильно. В борьбе за свое освобождение мы сами себя посадили за железные двери и решетки на окнах. Осталось только забыть, что такое 451 по Фаренгейту.

>просопографические базы данных. Вы, видимо, уже и не помните

Обижаете. Помнится, изучал структуру командного состава и думал, что по сравнению с археологией это семечки. Между прочим, к диссертации Перевертня приложен акт о внедрении Просис в ВГУ. Только так я этот самый Просис смог получить. Но, увы, узок круг и у нас он никому не нужен. У нас вообще все 2, что я нахватал в свое время на школах и через АИК никому не нужно. Историческая информатика 3 скончалась в тот момент, когда MicroSoft создал Windows.

>почему вам вашу энергию не превратить в нормальное выступление по этой теме? Было бы очень здорово

Юлия Юрьевна, дорогая, я - археолог, и все мои компьютерно-интернетовские бзики тоже археологические. История - чтобы быть в форме и чтобы мозги не засохли. Искусство - для души. Я его воспринимаю так: нравится - не нравится и на мнение искусствоведов и прочих мне, извините, наплевать. А археология - способ существования (не мои слова, но суть передана точно). А для того, чтобы сделать нормальное выступление по этой теме одной общей подготовки мало. И потом, я с ветряными мельницами не воюю.
 

Ю.Ю.
20.12.99

Страшно рада была вашей весточке. Как ни странно, за последние пару месяцев стала форменным наркоманом, "западающим" на письма с адресом VBesedin@bhist.vsu.ru. Получая их в общей пачке, "выдерживаю" паузу (оставляю на сладкое!), а потом читаю, прерываюсь.... и перечитываю... и уже совсем потом (как правило, вечером или в обед), когда все мои коллеги разойдутся по домам - "оттягиваюсь" - пишу ответ.

По поводу "Большого секрета". А знаете, я все же рада: ведь они сами что-то сделали, причем это что-то "не влезло" в 20 минут и самое главное (они правы!) их творческий порыв был так "грубо" ограничен 7 картинками! Археолог вы, В.И.! Бесчувственный археолог! Дети к прекрасному тянутся, а вы им крылья подрезаете!. Шучу, конечно! И то, что это дискуссию вызвало - здорово! Может быть, для Вас это дело привычное, но, честное слово, знаю, что в очень многих случаях расшевелить школьную аудиторию - задача непосильная.

О том, что привыкли зачитывать реферат по бумажке... Ну, это уж почти "национальная" традиция! У нас 95% населения говорить по-русски не умеют! А раз не умеют говорить - значит, и мыслят плохо. Этому нужно учить, а как? Помните, в младших классах была такая форма занятия "рассказ по картинке" (тренировалось мышление, умение излагать свои мысли и наблюдения)? Я не знаю, сохранилась ли она сейчас, но то, что и эта идея так или иначе присутствовала в диске - могу сказать определенно! Вот на эту проблему (в том числе) Вы и "нарвались": дети не умеют говорить ни в 5-том, ни в 11-том, и самое страшное, что за годы школьной жизни они так и не научаются этому. К несчастью, такого предмета, как "русский устный" в школьной программе не существует. А на других "гуманитарных" уроках - если он ответил "боле менее" факты (как в том фильме, помните?), ему поставят "3", и очень редкий учитель (географии или истории, например) будет оценивать кроме "знания учебного материала", еще самостоятельность мышления и уж тем более правильность русского языка в ответе... Грустно.....

> Итак, до двух часов в день на общение с буквами на экране, за которыми стоят такие же.

У меня на общение с буквами на экране уходит гораааздо больше времени.... Коротко писать не умею, кроме того, перечитываю присланные сообщения по нескольку раз, боясь пропустить какую-то главную мысль (главные, они же всегда между строк!)

>Историческая информатика скончалась в тот момент, когда MicroSoft создал Windows.

Относительно "смерти исторической информатики", я думаю, что эти слухи СИИИИльно преувеличены: да, "погибла во цвете лет" необходимость изобретать (в смысле программ) что-то самим, но задачи (чисто предметно-исторические) остались. И в самом деле, не все ли равно, с помощью каких (коммерческих или собственных) программ мы их решаем? Если откровенно, я всегда была противницей превращения историка в программиста … И, кроме того, изобретать велосипед - занятие малопочтенное. Пусть уж "пироги печет пирожник"!

О Фоменко - жаль. Хотя я не теряю надежды, что вы непременно "ввяжетесь" в конструктивную полемику (а на другую, вы, кажется, просто не способны!) на самом круглом столе (если он, конечно, состоится!).
 

В.И.
21.12.99

Спасибо за комплименты. Я, между прочим, тоже первым делом смотрю, есть ли что от Вас. Надо ж с кем-то говорить и по-русски, нормально, без вымучивания аглицких фраз. Тем более сейчас, когда есть время немножечко расслабиться и просто поболтать о том - о сем.

Кстати, Вы еще не посмотрели нашу "Экспериментальную археологию", особенно металлообработку и гончарство? Мне не нужно отзывов, просто посмотрите.

>в очень многих случаях расшевелить школьную аудиторию - задача непосильная

Согласен, но не эту. На моем факультативе - естественный отбор: в первые два месяца оставляет только тех, кому интересно и кто понимает необходимость. Сейчас у меня из 25 осталось 13. Но зато с этими - полный контакт. Я же уроков не задаю, не учу, а помогаю научиться. Оставшиеся семь будут делать то же самое уже после каникул. А в этот раз (до дискуссии, пока первая шестерка готовила свои рассказы) осваивали html- разметку: в Скрипториум мы будем ставить "Эпитомы Римской истории" Флора, а если успеем то и "Римскую историю" Патеркула.

>на эту проблему (в том числе) Вы и "нарвались": дети не умеют говорить ни в 5-том, ни в 11-том, и самое страшное, что за годы школьной жизни они так и не научаются этому.

Увы, это так. Учителя, ссылаясь на недостаток времени, практически не делают устного опроса. Я сейчас являюсь репетитором собственной дочери по литературе, потому что, на уроке им рассказывают не о трагедии "Гамлет", а то, что в ней написано. Урок по "Путешествию" Радищева - рассказ о его жизни и т.д. Но по каждому произведению - сочинения на сумасшедшие темы "Что нового об устройстве мира мы узнали из "Божественной комедии" - дочь получила "3" за то, что честно пересказала космографию БК

"В чем трагедия Гамлета" - как Вам это в 9 классе?

>30 декабря (последний срок представления тезисов)

Мой доклад называется "HTML как средство создания электронных учебных пособий". Тезисы давно готовы, благо "Москвоведение" оставило мне лазейку. Не отсылаю, потому что ждем ответа от Сороса на грант для электронного исторического журнала. Тогда пойдет еще один доклад, а концепцию журнала забросим в RSSН c просьбой высказаться. Правда, особых иллюзий не питаю.

>кажется, нелюбимого Вами Windowsа

Скажем так, я без него жил и жить смогу. Меня в нем не устраивает несколько моментов:

- развращает пользователя, делает его рабом своего не в меру навязчивого сервиса. При нашем полном отсутствии службы поддержки и отношении к авторским правам появилась толпа людей, которые ставят себе что-то очень и сверх крутое, а потом в этом пишут и посылают тебе, не задумываясь о том, как ты это будешь читать или смотреть.

Кажется, я об этом писал, но на всякий случай повторюсь. DOS - строга, она прививает элементарную культуру общения с компьютером.

- потрясающая расточительность и аппетит. Я воспитывался на 20 мб жестком диске и 640 кб оперативки. Мои собственные программы под Бэйсик должны были не только сами умещаться в 64 кб, но и поддерживать БД в 70-100 полей на 600-800 записей или выгружать данные для статобработки. И это при том, что они страдали сверхизбыточностью - одну из них профессиональный программист без напряжения сжал в два раза. Я до сих пор привык ценить каждый кб. А здесь только на поддержку графического интерфейса (удобно, но две трети кнопок - лишние) тратится столько оперативки, что без файла подкачки компьютер работать не будет - не хватает памяти. Надо мной смеются - я до сих пор набираю тексты в "Лексиконе", привычка, ничего не поделаешь. А оказалось, привычка отнюдь не вредная - "Лексикон" при наборе более эргономичен, поскольку нет необходимости все время дергаться с клавиатуры на мышь и обратно. Результат - имея 1,3 Гб жесткого диска я умудряюсь иметь на нем все, что мне нужно.

- Windows опасен, особенно при работе с ним недоучек на занятиях, привыкших сидеть преподавателей. Мы с Ильей в начале семестра потратили три дня, чтобы максимально обезопасить 10 учебных компьютеров. На трех из них наши студентики все равно умудрились переформатировать жесткие диски (слава богу, не системные). Двое даже не смогли ответить, как они это сделали, а одному просто было интересно. Я уже не говорю о том, что легким движением трясущейся руки файлы и каталоги перемещаются в неизвестном направлении. И об этом нельзя узнать, если эту самую руку не схватил во время.

Я не говорю, что Windows плох (хотя, если бы не MS, наверное, появилось бы что-то более совершенное). Но ему не хватает дисциплины, строгости.

>задачи (чисто предметно-исторические) остались

Иными словами, появилась археологическая информатика, историко-демографическая, историко-географическая и протчая, протчая. Что и подтвердила попытка организации на прошлом АИК археологической секции. Но дело не в этом. Компьютер для основной массы исследователей не стал новым рабочим инструментом, а заменил привычные карандаш и ручку.

Тут вот какое дело. Пишу, а в голове все вертится, что уже писал об этом. Даже просмотрел свои послания за ноябрь. Вроде нет. Но все равно что-то свежее, недавнее.

Я не влезал глубоко в экономическую историю, а в остальном - факт остается фактом - пока применение компьютеров нового знания, его детализации не дало. Наиболее авторитетно я могу это утверждать в археологии. Тот компьютер, который мы носим на своих плечах, пока еще работает лучше. Многие свои выводы я "видел", а компьютер лишь давал мне степень их достоверности. Наши "западники" как-то задали мне вопрос - что бы ты делал без компьютера. Я им показал свою кандидатскую, сделанную руками (рисунки) и на калькуляторе. А без калькулятора? Пришлось вспомнить уже полулегенду, бродящую по Эрмитажу, про нашего нынешнего декана, который году этак в 1970 обрабатывать коллекции приходил с магазинными счетами: бросит черепок - перекинет косточку, под конец на них же подсчитает проценты, а запишет только итог. У Кларка, кажется, подобная история происходит на космическом корабле, когда вышла из строя ЭВМ.

Вот это действительно информатика, археологическая и в чистом виде.

>я всегда была противницей превращения историка в программиста

Двумя руками - "за"!!! Именно потому, что в свое время мне пришлось программировать, вначале на Бэйсике, затем на Турбопаскале (жизнь заставила, специализированных программ-то не было).

Вернулся с конца письма. А ведь мысль! В нашу истфаковскую летопись да вставить самопальную программу года этак 1991 - с чего начинали!

>Пусть уж "пироги печет пирожник"!

А вот с пирожниками стало плохо. Отсутствие спроса на хороших системщиков (всем нужны прикладники) привело к тому, что мы теряем специалистов экстра-класса. А нам, ох, как нужны специализированные программы узкого назначения с весьма ограниченным (едва ли не единицы) кругом потребителей.

В Ростове математик с археологом сделали работу - пальчики оближешь: один понимал - что нужно, другой - как нужно. Математик сейчас в США.

У нас филологи с прикладными математиками работают в области компьютерной лингвистики. Я глубоко не влезал…

По поводу Фоменко. Не будет конструктивной дискуссии (в значении - обсуждение). А насчет "непременно ввяжетесь" - это верно.
 

Ю.Ю.
24.12.99

Извините за задержку с письмом и не удивляйтесь, что это письмо получите с моего второго адреса….

Теперь о том, что страшно меня взволновало. Видите, я даже не сразу к этому вопросу подошла.... Собиралась...

Вы пишете: "применение компьютеров нового знания, его детализации не дало. Наиболее авторитетно я могу это утверждать в археологии. Тот компьютер, который мы носим на своих плечах пока еще работает лучше. Многие свои выводы я "видел", а компьютер лишь давал мне степень их достоверности."

Целиком и полностью согласна! Если честно, то к АИК подготовила доклад о вероятном применении встроенного редактора из "Москововедения" в качестве инструмента для проведения исторических исследований. И мысль эта имела продолжение, о котором чуть ниже. А пока (да и видимо еще долго, а может быть всегда!) компьютер будет лишь ИНСТРУМЕНТОМ архивации, подсчета, редактирования, верификации и пр. "прикладных" надобностей и чем-то другим не станет до тех пор, пока он будет функционировать на принципах, аналогичных принципам работы левого полушария человеческого мозга: фиксация, подсчет и т.п. Эта мысль возникла естественно не у меня. Просто относительно недавно (к своему стыду!) я ознакомилась с работами идеологов компании Silicon Graphics (SGI). Наверняка, слышали! Так вот они проектируют и строят свои машины именно как накопители информации, ее преобразователи в удобную для человека форму восприятия (образы), т.к. считают, что решение сложных задач производится только человеком, т.к. происходит на уровне работы с образами (т.е. работы правого полушария головного мозга человека). На сегодняшний день механизм этого действа не понятен и, вероятно, слишком сложен для понимания и уж тем более, формализации (хотя бы в силу крайней индивидуализации самого процесса мышления) и, следовательно, перевода в "форму машины". Поэтому они предлагают создавать на основе террабайтов оцифрованной информации - виртуальную реальность, "погружать" в нее исследователя и давать ему возможность проводить свои исследования "в обстановке, максимально приближенной к изучаемой реальности". Объяснить все это толком я не умею, но, думаю, что мысль в общих чертах ясна. Компьютер - накопитель/преобразователь информации + человек, ее "восприниматель", исследователь и интерпретатор. Понятное дело, что для историков создание такой "виртуальной реальности изучаемого прошлого" - дело архисложное и отстоящее от дней сегодняшних лет эдак на сто-сто пятьдесят вперед, но... Видимо, именно отталкиваясь от необходимости создания такой информации, М.Таллер стал ярым сторонником "дигитализации" всего и вся.... Это мое предположение, не претендующее на открытие или новизну.

А теперь вспомните, как работает мое "Москвоведение", пусть и в таком, недоделанном виде. Конечно, это не "виртуальная реальность", но все исходные материалы исторического толка (источники разных видов), оно уже "берет", создавая некую новую (убогую! нет слов!!!!) "среду" для историка. Мало того, историк сам (при наличии оцифрованных "исходных материалов" - а это уже вопрос из серии "Ах, Интернет! Ох, Интернет!". В нем, родимом, просто обязаны быть представлены и всяческие архивы, и библиотеки, и всякая другая "протчая") может создать для себя искомую среду. И дальше - думать, думать, думать (почти, как в том анекдоте про физтеховца...) Вот, высказалась, наконец. Честно признаюсь, Вы - один из первых, кому весь этот бред доверила. Критикуйте, буду благодарна!
 

В.И.
25.12.99

О полушариях. Ей богу, это намного интересней, чем проблемы Фоменко. И, кажется, на АИК мы будем петь дуэтом. Критиковать буду в первоначальном смысле этого слова. А если совсем точно - обдумываю вслух то, что Вы сказали.

Итак, о вероятном применении встроенного редактора из МВ. Я написал бегло, и сделал ударение на другом. А ведь из-за чего весь сыр-бор разгорелся у моих школьников. Оппоненты ведь тоже готовили свои версии. В результате на одну тему мы имели три разных взгляда, три разных варианта (в Московском Кремле в 18-19 веках из семи картинок число совпадений 2-2-3). Источник информации один, реконструированная реальность - разная. И каждый уверен, что у него лучше. Чем больше информации, тем сложнее ее усвоить и обобщить, тем большая разница в реконструкциях.

>Компьютер - накопитель/преобразователь информации +
человек, ее "восприниматель", исследователь и интерпретатор

Я разбил Вашу фразу на две строки. Во второй - мы, человеки, занимающиеся своим повседневным делом. Только одни целенаправленно обрабатывают лишнюю информацию, а другие - только то, что необходимо на инстинктивно-рефлекторном уровне. Очевидно, что в этой связке новое должен внести компьютер.

"Виртуальная реальность изучаемого прошлого" или машина времени, если угодно.

Очевидно, что она не может работать в режиме реального хода времени - час за час, иначе она теряет всякий смысл. Вспомните Бородинскую битву в фильме Бондарчука. Мы как бы смотрим на нее глазами Пьера. И что мы увидели? огонь, дым, кровь, трупы. А теперь посмотрим глазами Кутузова или Наполеона. Все как бы в отдалении, но картина более целостная.

В данном случае я перевел в историческую плоскость дискуссию двухлетней давности с одним американским археологом о недостатках нашей методики раскопок, когда мне было сказано, что я (или мы) теряем огромный объем информации. Я согласился, что теряю и попросил назвать мне работы, в которых тот объем информации который получают они был бы использован хотя бы на четверть. Лично я предпочитаю знать кое-что о кое-чем, а не все о ни о чем (очень корявое выражение, поглядите на одну и ту же картинку в масштабе 1 и при 8-кратном увеличении).

И тут появился ... компьютер. Сейчас, оказывается, важно все задокументировать с предельной точностью, а скоро мы сможем все это проанализировать. Против подобного подхода у меня не было аргументов. Не назначать же ему встречу лет через 20!

Итак, информация в режиме "машины времени" должна поступать к человеку в сотни раз быстрее реальной, иначе грош ей цена. Способны ли мы к подобному восприятию?

В особенностях работы полушарий я не разбираюсь. Да это и не важно. Как археолог я постоянно работаю именно с образами, работаю много больше традиционного историка. И мне всегда не хватает слова, без него я не вижу живого человека. Отсюда и мои увлечения экспериментами - через создание вещей получаешь хоть какое-то представление об их создателях. Но и образы воспринимаются людьми по-разному. Я, например, не могу работать с чужими рисунками керамики, поэтому мне необходимо видеть и оригинал (если быть совсем точным, рисунки тех людей, чью манеру я знаю, я способен воспринимать так же как свои собственные).

Далее, я дальтоник (не вполне законченный, но собирать землянику и малину мне трудно). Мое цветовосприятие нашего бледносерого-грязноголубого сайта несколько отличается от Вашего и других (недавно получил письмо без подписи - "какие ужасные цвета, немедленно замените").

И, наконец, оценка образа (не восприятие), мое "увидел, а компьютер подтвердил" очень сильно зависит от опыта и знаний. Вроде бы смотрю и воспринимаю (правое полушарие), а на самом деле сравниваю, рассчитываю коэффициенты сходства, сопряженности и пр. (левое полушарие). Но это конкретно я. Я знаю археологов, которые наделены потрясающей интуицией, основанной на весьма нестандартном мышлении. Одного я несколько лет убеждал, что нельзя делать выводы на трех объектах с естественным соотношением 2 и 1. А потом поднял руки вверх, потому что со временем 2 превратилось в 18, а 1 - в 2. И это не единичный случай в его практике (между прочим, очень хороший рисовальщик). Есть какое-то внутреннее убеждение, что должно быть так.

Учительница математики моей старшей дочери (той, которая 11 лет занималась в изостудии) едва ли не буквально выбивала из нее способность мгновенно фиксировать образы формул и не думать об их смысле. В результате дочь с 5 съехала на 3 и только потом смогла подняться назад. Но зато теперь она за формулами видит образы. Кстати, рисунки Фоменко очень помогли ей понять топологию.

Такие вот пространные рассуждения. А все к чему. Погрузив двух исследователей в историческую виртуальную реальность, мы получим от них столь же разные оценки, как и при их обычной работе с обычными источниками. Уточним некоторые детали, не изменив общей картины. Или получим очередной мемуар на тему "Въезд иноземного посольства в Москву при Алексее Михайловиче" - до мельчайших подробностей расписанный незначительный эпизод, который будет интересен еще двум-трем (все о ни о чем).

>"Ах, Интернет! Ох, Интернет!". В нем, родимом, просто обязаны быть представлены и всяческие архивы, и библиотеки, и всякая другая "протчая"

Найти бы еще и того, кто все это туда выставит. Среди популяризаторов дистанционного образования я таких пока особо не вижу. Но есть, например, великолепная "История древнего Рима", другие сайты, куда положено уже столько источников, что нынешним студентам остается только позавидовать.
 

Ю.Ю.
29.12.99

Уф! Здорово! Писать ответ - сил уже нету, но чи-и-и-и-талось ......взахлеб! Я так в свое время (в 9-летнем возрасте) "Мушкетеров" читала. За уши не оттянешь!)

По поводу полушарий (я так условно обозначила тему, не возражаете?) вы пишете:

>Такие вот пространные рассуждения. А все к чему. Погрузив двух исследователей в историческую виртуальную реальность, мы получим от них столь же разные оценки, как и при их обычной работе с обычными источниками

То, что разные - здорово! (на мой взгляд!). Истина (хотя, что под ней в истории понимать?) рождается в споре - я с этим согласна! Может и хорошо, что у каждого будут свои "посольские дары"? Кроме того, согласитесь, В.И., здорово было, когда ребята ваши увлеклись, создавая свою "реальность"? Им стало интересно, так? Значит, они готовы к поиску, к дискуссии, к анализу! Вот только бы не зациклились на собственной правоте, умели бы признавать свои ошибки и достоинства чужой аргументации...

Попутно вопрос, КАК научить историков (я не имею в виду археологов - у них особый случай) работать со всем многообразием исторических источников, а не только с письменными? Это же ГЛОБАЛЬНАЯ проблема! Люди "не видят" информации!

Я не утверждала, что "машина времени" будет работать в режиме "реального времени" час-в-час. Это видимый абсурд! Я не готова обсуждать детали (пусть и столь существенные!) Я говорю об ИДЕЕ, новом подходе, взгляде, попытке что-то изменить в процессе постижения исторической истины, реальности. Ну, сколько можно жить a la Пимен? Чем мы от него отличаемся? Перо заменили мышкой? Может, стоит себя попробовать изменить?...

Но, согласитесь, мой дорогой критик-пессимист, Вас за живое задела сама идея "виртуального прошлого"? Я права?

Вот мы, вслед за Владимировым, пишем:"Ах, Интернет! Ох, Интернет!". В нем, родимом, просто обязаны быть представлены и всяческие архивы, и библиотеки, и всякая другая "протчая"

>Найти бы еще и того, кто все это туда выставит.

Найдем! Такие чудаки уже есть! Да, это дело будущего. Нужно лет эдак 10-15 и чудаки "расплодятся"! (Расплодились же библиотечные сайты!) Я не беру сейчас вопрос доступа к информации, но то, что это будет - упрямо верю!

Да, я - романтик. Дон Кихот и Жанна д'Арк в одном флаконе (тьфу! лице!) Господи, но неужели же это плохо?! Я очень хочу хоть что-то изменить. Пусть по-детски, пусть наивно, пусть - наскоком!

Перечитала с начала - бред полный! простите ли это перед Новым годом? Надеюсь на Вашу доброту...
 

В.И.
30.12.99

Дорогая Жанна Кихот!

Задела, задела за живое виртуальная реальность. Мне всегда не хватает живых образов. Эту недостачу мне восполняет "живое" слово. У нас очень мало историков, способных писать живо, образно, интересно. Очень скептически отношусь к Гумилеву, но за слог многое прощаю. Знаю неоднозначное отношение многих к Рыбакову, но ведь как пишет!

В археологии сложнее и проще. Сложнее потому, что слова нет. Проще, потому что, поняв вещь, мы можем создать реальность действительную, не виртуальную. Представьте, 38 градусов в тени, а два 45-летних кандидата наук каменными молотами до изнеможения дробят горную породу под палящим солнцем - иначе просто не поймешь, как давалась руда горнякам в древности. И студента ставить не имеет смысла, это надо прочувствовать на собственной шкуре. И мы "видим" живых людей, пусть безликих и безымянных.

Кстати, большинство археологов работать с письменными источниками не умеют. Есть редкие счастливые исключения, к которым я себя не отношу, хотя бы потому, что моя область - бронзовый век, где этих самых письменных источников не было.

Здесь Вы затронули проблему проблем - "увидеть информацию". Чтобы увидеть, надо уметь увидеть. А этому не учат. Во что у нас превратился курс источниковедения? - в перечень источников. Палеографию, хронологию, историческую географию и пр. т.н. вспомогательные исторические дисциплины фактически убрали. Сумеет ли после этого студент увидеть разницу, например, между Богоматерью и Богородицей и на этом, достаточно простом примере найти вставку в летописи.

Иными словами, будет ли будущий историк-специалист по какой-нибудь промышленности обладать достаточными знаниями, чтобы "увидеть" информацию при моделировании истории (я позволил себе таким образом заменить "виртуальное прошлое").

Что касается

>Я говорю об ИДЕЕ, новом подходе, взгляде, попытке что-то изменить в процессе постижения исторической истины, реальности

то я готов надеть на себя шлемофон или что-то еще, лишь бы это было. Это лучший способ избавиться от скептицизма (не будем путать его с пессимизмом)
 

Ю.Ю.
30.12.99

Вы: Задела, задела за живое виртуальная реальность. Мне всегда не хватает живых образов.

Я: Вот! Я так и знала! Эта идея для своих, понимающих, переживающих, чувствующих! Каждому-всякому ее пока не расскажу - не поймут, поднимут на смех.

По "живому" слову скучаю страшно. И не только в истории. Видимо, я была бы уместна на существовавших прежде "историко-филологических" факультетах и специальностях. Я просто не понимаю темы, если не чувствую "ауру" (простите, за это дурацкое слово!), "запах эпохи" (господи, еще более возвышенно-нафталинно получилось!), если не вижу лиц, не слышу живших тогда людей, их вещей и т.д. Знаете, мне думается, что сейчас от резкого деления на науки, специальности, дисциплины пора возвращаться к интегрированному подходу...

И что плохого в активном привлечении данных "вспомогательных" (слово-то какое!) наук и их источников к реконструкции прошлого? Разве, увидев портрет Тучкова-4-го, погибшего на Бородинском поле (визуальный источник) и узнав, какие награды в свои молодые годы он уже имел (фалеристика) и в каком звании был (униформология), историк будет хуже понимать или оценивать значение подвига этого мальчишки? (взяла, пожалуй, самый заежженный пример). Для меня музей- это не склад старых вещей, а характеристика их владельцев....

Кажется, это называется попыткой "добывать информацию из воздуха", но мне думается, что если учить студентов "видеть", "слышать", "понимать", "ДУМАТЬ" - то окажется, что обычный письменный стол - источник невероятно богатой и содержательной информации о прошлом и настоящем!

Вот - очередной опус бредового содержания.....

Виновата и сознаю это!
 

В.И.
7.01.00

Надеюсь, что праздничные хлопоты (прыганье у плиты и пр.) позволили Вам отдохнуть от дел канцелярско-компьютерных. Что касается меня, то погодные качели от -10 до +5 и обратно никак не способствовали хорошему самочувствию и настроению. 4-6 отчитал 16 часов лекций, 8 - еще 4, 10-11 - экзамен, потом опять лекции. Вот такая жизнь.

По поводу заседания Совета. Что-то заинтересовало, а что-то давно знакомо. Дистанционное образование для меня - темный лес. Можаева пишет об этом давно, но на сервере ТомГу на этот счет - тишина. Надеюсь, что Питерский дуэт внесет ясность. В любом случае, первый шаг к ДО - насыщение сети разнообразными учебными материалами, чего мы на данный момент не имеем.

То, что будет Дремайлов - хорошо, АДИТ давно и серьезно работает. Лишь бы это не было как обычно - выступил и уехал.
 

Ю.Ю.
10.01.00

Про прыганье у плиты - здорово! Попали в самую точку!

Сайт..... Энтузиасты..... Несколько энтузиастов.... Да у нас все держится на них: от страны до семьи! Эдакие особенности национального менталитета!

Интернет-секция.... Плохо я пока верю в "интернет для историка". Пока в этом Иннете не появятся архивы - делать там историку нечего. Вот для обучаловок - Интернет подойдет. Хотя и тут есть масса проблем: знаете, наша питерская парочка, кажется, подготовила мааааленькую бомбочку по проблемам ДО. Они (апологеты ДО) пересмотрели свои взгляды) Ой, почти проговорилась..... Все - молчу!

О круглом столе - ну, хорошо, историки, технари.... Но где же педагоги? Для меня до сих пор является загадкой: мы занимаемся проблемами преподавания, обучения, образования и НИ РАЗУ не послушали профессиональных педагогов и методистов! Я не верю в то, что каждый выпускник ГУ - готовый преподаватель (пусть даже в его дипломе стоит эта надпись!) Так что вопрос о том, что и как преподавать, кажется, нужно повернуть в другую плоскость...
 

В.И.
11.01.00

Уже знаю из Вашего отчета и радуюсь - в нашем междусобойчике могут появиться свежие мысли и головы.

>НИ РАЗУ не послушали профессиональных педагогов и методистов

Всю свою сознательную жизнь мечтаю послушать профессионального педагога. Докторов и кандидатов педнаук слушал, а этого до сих пор не встретил.

Что касается методиста, то он у меня один - шумовой фон в аудитории. Как только мне становится трудно говорить, значит либо устали, либо неинтересно (археология, история), либо непонятно (матметоды). Не люблю практических занятий по истории, когда один говорит, остальные спят. Возможно, именно поэтому мне нравятся практические по информатике - там спать некогда.

Преподаватель - понятие, ох как растяжимое. Мое понимание хорошего лектора, хорошего преподавателя в студенческие годы обычно расходилось с "общественным мнением". Но лекции Немировского мы все терпеть не могли, на его спецкурсах спали, если вообще ходили. И его же кружок был забит под потолок - стоять было негде. Человек просто не умел и не желал каждый год повторять одно и то же "издание исправленное и дополненное". Это какой преподаватель? Плохой! потому что после него надо читать учебник, и мне такие лекции не нужны. Хороший и для тех, кому нужно получить свои 5 (просто так, за красивые глаза) и для тех, у кого еще шевелится серое вещество в голове.

>вопрос о том, что и как преподавать, кажется, нужно повернуть в другую плоскость

Согласен. И поворачиваю. Нет у нас преподавания ИИ. У нас есть
1-подготовка пользователя ПК. И основы DOS, Norton, лексикон (пардон, MS WIN и OFF) должны знать, как "Отче наш". Минимум миниморум, но надежный. Мои любители прикинуться гуманитарными валенками иссякли через два года после того, как я начал вести информатику - один сходил на платные курсы, чтобы сдать зачет, другой... Потом заработала эстафета поколений, и все кончилось. Не можешь - научим, не хочешь - заставим.
2- применение компьютера в конкретных исторических исследованиях. Кто этому должен учить? Не преподавать - учить! Тот, кто этим занимается всерьез и давно.

Проблема сапожника и пирожника. Пусть НН блестящий преподаватель и знаток компьютера, но если он занимается просопографией, то математическое моделирование, наверное, надо оставить другому.

Это не один компьютер на другой заменить. К этому мы будем еще, ох как долго идти. И не заметим как в один прекрасный день лет эдак через N-дцать окажется, что "традиционный историк" уже давно использует ПК не как пишущую машинку, а как аналитический инструмент. И учит этому своих студентов.

Как, к примеру, обстоит дело в археологии. Было время в докомпьютерную эпоху, когда использование матметодов ставили в особую заслугу. Появились ПК. Казалось бы флаг в руки и вперед. Но количество таких работ резко сократилось - заслуга в освоении математики исчезла. Зато, как и в истории, как грибы после дождя появились "Я и моя база". За "круглым столом" на одной из конференций я спросил молодого археолога, почему раньше мы не делали доклады "Моя домашняя картотека", а он считает это возможным. Обиделся и стал доказывать, что это разные вещи. А по мне - одно и то же. Но возвращаюсь к матметодам. Отстоялось, отлежалось и опять вернулось.

Только теперь уже никто не говорит, что это заслуга. Принимаем как само собой разумеющееся. И попробуйте не применить, если источник позволяет - сделают замечание.

Привыкли, стало нормой.

Я не предлагаю пустить все на самотек - рано или поздно, а будет. Но и пришпоривать не следует. Искусственное дозревание зеленого помидора ни вкуса, ни сочности ему не добавляет, одна видимость.
 

В-Ю
16.03.

Дорогая Юлия Юрьевна!

Извините за молчание. Но по последним письмам почувствовал, что у Вас жуткий цейтнот и не решался надоедать пустой болтовней. А новых тем пока не было. Рад, что Вы "очухались". Меня (вернее наш факультет) грипп достал на излете. Я отделался легко - два дня 39, потом два дня отлеживался. Другие вылетели на неделю и больше. Болезнь и праздники (с 23 февраля по 22 марта у меня праздничный месяц, кроме официальных еще дни рождения моих дам и день свадьбы) здорово выбили из колеи. Сорвались два занятия у школьников - теперь их трудно собрать вместе. С загрузкой, напротив, стало полегче - закончили препринт на 6 п.л. по нашей совместной с украинцами экспедиции и теперь ждем их "одобряю". Посему потихонечку подгребаю хвосты по своим веб-страничкам.

За две недели в сети появились сразу два каталога по восточноевропейской археологии. Заглянул и не знаю, радоваться или огорчаться - великолепный дизайн и вообще техническое исполнение, а ссылки, мягко говоря, слизаны у нас. Сейчас это понятно - архресурсов у нас еще слишком мало, а дальше - будем поглядеть. С понедельника потихонечку осваиваю тезисы АИК. Кое-что радует: новоприбывшие в основной массе явно проигрывают АИКовцам, а это значит, что мы все-таки не зря колотились все эти годы.

Опять же, две недели назад наш первый проректор разослал извещение о начале работы семинара по созданию электронных учебных пособий. Пришел я и еще несколько знакомых. С докладом выступал незнакомый мне молодой человек, который начал рассказывать о принципах, адаптивном обучающем диалоге, компьютерном тестировании (он где-то в Москве побывал на трехдневных курсах). Короче говоря, следующее заседание семинара состоится у нас в классе и на этот раз солировать буду я. В программе: "История России", "Мои рассказы о Москве", Катехизис, наши тест-разработки в различных оболочках (самарский Раритет, тест Владимирова-Урусова). На закуску - археологический музей. Не тот, который выставлен в Инете, а сырая болванка - необработанные карты, тексты, изображения, ссылки, словом, все, что еще требует долгой, долгой работы. Но уже используется на занятиях по археологии от первого курса до специализации. Это как пример моего представления о модели учебного пособия, то, о чем я и буду говорить на АИК-7. Строго говоря, все это уже реализовано в "Истории" и "Москве". Но есть разница. В одном случае - коллектив специалистов, в другом - кустарь-одиночка. Хотя, откровенно говоря, дайте мне тот инструмент, с помощью которого делаются "Мои рассказы о Москве", и Вы меня не увидите и не услышите очень долго - чешутся руки, да нет времени для того, чтобы сделать "Первобытное искусство" именно как учебное пособие (материала собрано уже много, а html-версию начинать не буду, пока не закончу остальные проекты). О сюрпризе питерского дуэта. Для меня их тезисы откровением не стали. Люди реально оценивают положение вещей и ближайшую перспективу и работают в рамках имеющихся условий, а не строят воздушные замки…

На десерт. Сорос объявил конкурс в рамках своего Мегапроекта на поддержку и развитие кафедр. Деньги - бешенные:100 тыс. долларов на три года. Поэтому поводу декан предложил подать заявку на грант по созданию кафедры исторической информатики и введения соответствующей выпускающей (!)специализации.

После моего отказа мне предложено хорошенько подумать до понедельника. Вот так.

Не болейте, на носу АИК и "галеры"
 

Ю.Ю.
16.03

В.И., за предложение декана надо хвататься немедленно! Кому, если не Вам, создавать такую кафедру и руководить ею?????
 

В.И.
18.03

Предлагая свой "десерт", я никак не ожидал ТАКОЙ реакции. Я воспринял предложение декана лишь как комментарий к проблеме внедрения курса исторической информатики….. И вот Вы предлагаете мне влезть в ту же проблему.

Во-первых, на пустом месте кафедры за 3 года не создать. Именно, на пустом, потому что никто из действующих и серьезно работающих туда не пойдет - у них интересы исторические, а не компьютерные. Нет у нас исторической информатики, есть применение компьютера в конкретных исследованиях.

Во-вторых, есть много "но", или, если угодно "за" другой вариант.

Кафедра у меня и так будет, при условии, если в течение 2-х лет я положу диссертацию. Для этого надо только заставить себя сесть за текст и отодвинуть все остальное. А в области информатики на факультете я зависим только от:
- наличия времени и собственных научных интересов, а также существующих расчасовок
- финансовых ресурсов факультета
- наличия (точнее, отсутствия) желания что-либо делать у других.
- Можно поставить любой компьютерный межкафедральный спецкурс или практикум, и ученый совет факультета с ходу утвердит его. Можно, например, поставить общий компьютерный курс "Компьютерные средства коммуникации" или "Исторические ресурсы в Интернет" - любой из них даст факультету как минимум 100 часов нагрузки при потере на каком-нибудь "второстепенном" курсе 25 часов, а потому опять же пройдет через совет на "ура". Обратите внимания, этот курс - "Основы работы в Интернет" - запускается для всех. Это, опять же, к вопросу о специализации "историческая информатика". Базы данных, анализ письменных источников, OCR и пр. - это для избранных или нужно всем? Но чтобы поставить все это, нужны люди и часы. И того, и другого нет. Даже если появятся люди, часы взять негде. По части финансов мы находимся в самом привилегированном положении. За три года я трижды сменил свой рабочий компьютер на более мощный. У нас три сканера, мультимедийный проектор, оверхэд, цифровой фотоаппарат, пишущий CD-привод, ZIP. Мы покупаем лицензионное ПО. Не думаю, что в России сейчас много истфаков с таким оснащением. Ну, а что касается желания, то никаким администрированием не заставишь человека создавать электронные учебные пособия и пр. Постепенно придем к этому, но не под палкой. Но самое главное - администратор из меня никакой. Что зависит от меня лично, я делаю. Спрашивать с других - не умею.

А за совет и все сказанное - большое спасибо. Я тут пожалился на плагиаторов. Но отписал им, как, мол, не возражаете, если я поставлю ссылку (не обязан, но имею такую привычку). Ответили слету почти в Вашем стиле. Я даже в зеркало пошел посмотреться на предмет появления нимба. А если честно - приятно.
 

Окончание переписки.

В.И.
20.03.2000

Дорогая Юлия Юрьевна

Вы уж извините "старого Мазая". Просто впервые с осени я выбрался из цейтнота, серьезными делами заниматься не хочется. Вот меня и потянуло на "поговорить о том, о сем". Я не оптимист, я пессимист, у которого хуже быть не может. А посему в состояние оптимизма, тем более мрачного (может, может), впасть не могу по определению. Потом, март-апрель - не мое время. Мое наступает на солнцестояния (зимнее и летнее), когда измученный студентами, я жду хоть какого-то просвета. А сейчас жду АИК7. И поскольку на этом мероприятии буду гостем, а не гостеприимным хозяином, то вся предаиковская суета идет мимо меня. Со своей стороны могу только посочувствовать, поскольку знаю, что значит поднять такое мероприятие. Тем более, если "соображать на троих".

А Вам остается только жить надеждой, что через 3 недели все это кончится и воцариться покой.

Всего доброго
В.

В.И.
27.03.2000.

Дорогая Юлия Юрьевна

Писать-то, собственно, нечего. Отдых кончился. Дел невпроворот. Настроение - чемоданное. Плохо или хорошо - опять подхватил какую-то инфекцию, бьет кашель и из носа, извините, в три ручья. Хорошо, поскольку есть время привести себя в порядок. Плохо - у меня давно не было такой "болезненной" зимы.

Вот и все
В.

В.И.
30.03.2000.

Дорогая Юлия Юрьевна

Как Вы знаете (и видимо приложили руку) в результате очередных героических усилий... все кончилось благополучно. О чем Вы и писали месяца два назад. Россия есть Россия. Вместо того, чтобы жить нормально, нам всегда нужно отыскать место подвигу. Поскольку я на happy-end особо не расчитывал, то меня проблема финансов не очень волновала. Меня волнует другое - погода в Москве, поскольку в наше межсезонье нужно очень точно угадать с выбором одежды (не замерзнуть или не запариться). Поэтому очень прошу Вас во вторник вечером мне домой, а лучше в среду утром на этот адрес черкнуть пару слов о том, что видно из окна и как одет среднестатистический москвич.

Как видите, сижу на чемоданах и жду поезда. Билеты в кармане.

До встречи
В.

Ю.Ю.
04.04.2000.

Как и обещала, сообщаю о Московской погоде - гнусность сплошная. Дождя нет (но, видимо, будет), день серый, ветер сильный и пронизывающий. Народ одет в соответствии с достатком, а не с погодой - есть дамы, разодетые в норковые и прочие экзотические шубы (до сих пор!!!!), есть молодцы, гуляющие в легких ветровках. Почти все ходят без головных уборов, но.....как выясняется, это чревато почти мгновенным насморком. Вообще, т.к. мы едем за город, думаю, что что-то теплое не помешает.

В 7.40 утра, когда я выходила из дому на занятия - было откровенно холодно, сейчас (11.20) чуть теплее, но очень сильный ветер.

Вот. Доложила. Жду.

Ю.

Ps: Кстати, В.И., а кто вы по гороскопу?
 

В.И.
05.04.2000

Студентам я обычно задаю загадку: Родился в день Бородинской битвы, за день до Куликовской. Три четверти сотрудников нашей кафедры (археологии) попадают под этот знак. Еще говорят, что я - лошадь. И еще - шлея под мантию мне попадает довольно часто, по поводу, и без поводов. Но обнаруживаю это только с чужой помощью. За погоду - спасибо. Поскольку у нас примерно то же самое, то утеплитель придется взять.

До встречи.
В.