http://www.main.vsu.ru/~CdH/Articles/05-03a.htm
Е.Е. Князева
Российский государственный исторический архив (Санкт-Петебург)

КОЧУБЕИ И САНКТ-ПЕТЕРЕБУРГ

  "Мне снится прошлое. В виденьях полусонных
Встает забытый мир и дней, и слов и лиц"

В. Брюсов. "Тени прошлого"

(1)      "О, тени прошлого, как властны вы над нами", невольно думаешь, гуляя по старым кварталам Санкт-Петербурга. Здесь каждый дом имеет свою историю и связан не только с именем архитектора, но и с именами своих владельцев. Несколько особняков в городе принадлежали Кочубеям. Небольшим штрихом к истории Санкт-Петербурга будет сегодняшний рассказ о наиболее ярких фигурах этого рода, живших здесь в конце ХVIII - в начале ХХ веков.

(2)      Кочубеи - знатный малороссийский род, ведущий свое начало от крымского татарина Кучук-бея, который в начале ХVII века поселился на Украине среди казаков и крестился под именем Андрея. Широко известен его внук Василий Леонтьевич, генеральный судья, казненный за донос на гетмана Мазепу, герой пушкинской "Полтавы". Архивные документы дают возможность рассказать о других членах этой фамилии, оставивших заметный след в политической и культурной истории России, чья судьба была связана с историей города.

(3)      Одним из первых в Петербург приехал внук Василия Леонтьевича Виктор Павлович Кочубей. Он появился в столице в возрасте девяти лет в августе 1777 года по вызову своего дяди канцлера, графа Александра Андреевича Безбородко, который определил племянника в пансион де-Вильнева - одно из лучших аристократических учебных заведений столицы. В письме к своему отцу Безбородко писал: "В первых днях оного месяца (11 февраля 1778 года - Е.К.) Виктор Павлович вступит в действительное учение. Учитель его, который давно к тому согласен, называется де Вильнев, человек весьма пожилой, женатый и ученый. Он был в числе учителей нынешнего шведского короля (Густава III - Е.К.). Здесь из его пансиона вышли многие знатные и весьма отменные молодые люди".1

(4)      Далее Безбородко сообщает, что племянник времени даром не теряет, учится читать и писать по-русски, видит город и царский двор и "от сего в его обхождении великая видна перемена". Этим проверенным путем не одно поколение провинциальных украинских дворян превращалось менее чем за десять лет в молодых аристократов и пополняло "высший свет столицы". А.А. Безбородко пользовался неограниченным доверием императрицы Екатерины II, имел большую силу и влияние при дворе, принимал участие в важнейших политических делах. Щедро награжденный императрицей, жил на широкую ногу, любил пиры и веселье. В его доме на Почтамптской ныне дом 7 и на даче в Полюстрово устраивались роскошные балы и приемы. Особенно радушно принимали здесь соотечественников. Часто гостил у дяди и Виктор Павлович. Получив хорошее образование, он успешно продвигался по службе. Безбородко ему всячески в этом помогал и видел в Кочубее верного себе помошника. Он говорил: "Если только будет способ, я об нем не упущу стараться". В шестнадцать лет Виктор Павлович получил свой первый офицерский чин и был назначен адьютантом к князю Г.А. Потемкину с причислением к русскому посольству в Швеции. Так началась дипломатическая карьера В.П. Кочубея. С 1788 года, войдя в состав русской миссии в Лондоне, он получил право путешествовать по всей Европе для пополнения своих знаний, слушал лекции в Парижском и Упсальском университетах. А.А. Безбородко был доволен племянником и об итогах его заграничной поездки писал своей матери:" Он приобрел великие знания как в науках, так и в делах. От всех отлично рекомендован и всеми любим. Я уверен, что он дела не испортит и себе честь принесет".2 Вся дальнейшая деятельность Кочубея подтвердила слова дяди. Дипломатическая служба была удачной. В 1793 году в качестве полномочного министра в Константинополе В.П. Кочубей участвовал в заключении мирного договора с Турцией. Молодому дипломату, благодаря уму и обаянию, удалось завоевать особое расположение к себе султана Селима III, что принесло немало выгод России в торговых делах.

(5)      В 1796 году на престол вступил Павел I. Кочубей был отпущен из Царьграда. Дядя обрадовался возвращению своего племянника в Петербург и вскоре представил его новому императору в Павловске. В очередном письме к матери Безбородко сообщал: "...Виктор Павлович по дозволению государскому, сегодня (14 июля 1798 года - Е.К.) по утру из Петербурга сюда приехал и удостоился весьма милостивого и отличного приема. Его величество приказал ему на несколько дней здесь остаться".3 Государь осыпал Кочубея знаками своего благоволения. Получив чин действительного тайного советника и орден Александра Невского, он был назначен членом коллегии иностранных дел и вскоре стал вице-канцлером. В 1799 году Виктор Павлович получил титул графа. В том же году произошли изменения и в его личной жизни. Он женился на дочери действительного камергера Марии Васильевне Васильчиковой. Сохранившиеся до наших дней ее портреты подтверждают, что она по праву слыла красавицей. После свадьбы Кочубеи уехали из столицы в имение Диканьки, затем отправились за границу и поселились в Дрездене.

(6)      В 1801 году на престол вступил Александр I. Молодой граф вновь вернулся в Петербург. Его дипломатические способности помогли расположить к себе нового императора. Виктор Павлович занял место среди ближайших сотрудников и друзей государя. Кочубей был назначен сенатором и управляющим коллегией иностранных дел. Однако дипломатическая служба стала теперь ему не по душе. По его словам, "гораздо интереснее дела внутренние".

(7)      В.П. Кочубей принимал активное участие в составлении и обсуждении манифеста об учреждении министерств. В 1802-1807 годы занимал пост министра внутренних дел. Как член Государственного совета по департаменту государственной экономики, участвовал в проведении государственных реформ М.М. Сперанского. Не оставили равнодушным Виктора Павловича и события Отечественной войны 1812 года. Он находился в свите Александра I, руководил снабжением армии провиантом и вещевым довольствием. Предложение императора отправиться послом в Лондон Кочубей отклонил, ибо "в такое трудное для России время он не может ее покинуть".

(8)      К 1812-1813 годам относится знакомство лицеиста А.С. Пушкина со старшей дочерью Виктора Павловича Натальей. Она была предметом юношеского увлечения поэта. Художником О. Кипренским написан портрет тринадцатилетней Наташи. Она изображена сидящей в кресле по-домашнему просто одетой. В 1814 году Кочубей возвратился в Петербург и поселился с семьей в доме, купленном у князя Ф.С. Голицина, по Моховой улице (ныне дом 30).4 В 1817 году Александр I пожаловал Виктору Павловичу в Царском Селе участок с прудом и садом между Московским трактом и Павловской дорогой (напротив Триумфальных ворот)5. Сразу же стали строить загородный дом. Проект постройки принадлежал архитектору В.П. Стасову. Летние месяцы Кочубеи теперь проводили в Царском Селе.

(9)      На следующий год они были представлены супруге будущего императора Николая I Александре Федоровне, которая потом вспоминала: " Граф обладал в высшей степени изысканными манерами и светкостью в обращении, отличавшей людей прошлого века, живших при Екатерине II ее дворе и бывших в ее интимном кругу".6

(10)      Великая княгиня чувствовала к Кочубеям особое расположение и охотно посещала их дом. К тому времени они продали свой особняк на Моховой С.Ф. Апраксину и переехали на Фонтанку напротив Михайловского замка (ныне дом 16)7. Участок с домом, построенным по проекту О. Монферрана, был куплен у князя А.Я. Лобанова-Ростовского. Кочубеи часто устраивали танцевальные вечера, концерты. Композитор М.И. Глинка спел здесь на итальянском языке партию донны Анны в любительском спектакле "Дон-Жуан".

(11)      В 1825 году императором стал Николай I. Кочубеи в это время находились в Крыму на лечении и в столицу вернулись лишь на следующий год. Виктор Павлович при дворе был принят хорошо. Декабрьские события графа не коснулись, однако, по воспоминаниям современников, он ходатайствовал перед Николаем I о смягчении участи декабристов.

(12)      Находясь с 1827 года на посту председателя Государственного совета и Комитета министров, он уделял большое внимание улучшению хозяйства, финансовым вопросам, сочувственно относился к идее освобождения крестьян. Н.И. Тургенев в своих записках вспоминал по этому поводу: "Кочубей был человек просвещенный, который вовсе не казался способным благоприятствовать каким-нибудь образом крепостному праву. Быть может долгий опыт заставил его с состраданием смотреть на все эти попытки реформы, на все эти усилия помочь гигантскому злу, усилия столь же бессильные и бесплодные, сколько они были мало серьезны." В начале тридцатых годов художник А.Г. Венецианов написал портрет Виктора Павловича в его кабинете.

(13)      Летом 1830 года в дом Кочубеев на Фонтанку привел А.С. Пушкин свою будущую жену Наталью Гончарову, чтобы познакомить ее с внучатой теткой престарелой статс-дамой Н.К. Загряжской, которая постоянно жила с Кочубеями. Тетка любила играть в карты, пользовалась большим влиянием в обществе, не чуждалась благотворительности и слыла хорошей рассказчицей. С этого времени Пушкины были постоянными посетителями их дома. В 1834 году поэт жил по-соседству с Кочубеями в доме А.К. Оливье по Литейному проспекту (дом 5). Здесь он писал " Историю Пугачева", встречался с Жуковским. Посещая особняк на Фонтанке, Пушкин записывал рассказы Загряжской, которая являлась свидетельницей шести царствований (от Елизаветы до Николая I). Александр Сергеевич знал не только дочь графа, но и сыновей Василия, Льва, Михаила и Сергея. Наталья Викторовна, не ответив на любовь Пушкина, вышла замуж за представителя одной из богатейших фамилий в империи графа А.Г. Строганова. В 1831 году Виктор Павлович получил титул князя, род Кочубеев разделился на две ветви - дворянскую и княжескую. Спустя три года, в день принесения присяги наследнику великому князю Александру Николаевичу В.П. Кочубей был "пожалован званием канцлера". После этого он отправился в свое имение Диканьки и по дороге, в Москве, скончался. Согласно завещанию, князь Кочубей был похоронен в Петербурге в Александро-Невской лавре.

(14)      Виктор Павлович был яркой звездой на политическом небосклоне России конца ХVIII - первой трети ХIХ века. За долгие годы своей деятельности он сумел заслужить расположение всех императоров, при которых состоял на службе, являлся почетным членом многих научных учреждений: Петербургской Академии наук, Петербургского и Московского университетов, Петербургской Духовной академии. Он имел "необычайный ум и малороссийскую уклончивость". По поводу его смерти Пушкин записал в своем дневнике: "Государь был неутешен, министры повесили головы". Потеряв мужа, Марья Васильевна вынуждена была продать дачу в Царском Селе, чтобы погасить долги. В 1834 году дачу с садом, прудом и всеми строениями купил за 300 000 рублей Департамент уделов для великого князя Николая Николаевича. Она перешла в ведение Царскосельского дворцового правления, впоследствии принадлежала великому князю Владимиру Александровичу. Марья Васильевна зимой жила в Петербурге, не прекращая блестящих приемов, лето проводила в имении и изредка выезжала за границу. В 1838 году она продала дом на Фонтанке, там разместилось Третье отделение его императорского величества канцелярии. Во время одного из своих заграничных путешествий в 1844 году она скончалась в Париже и была перевезена в Петербург, похоронена рядом с мужем в Александро-Невской лавре.

(15)      Виктор Павлович в службе и в жизни был примером для своих детей. Каждый из сыновей был уважаем и любим, достигал успехов на государственных постах, трудился на благо Отечества не посрамив рода Кочубеев. Старший сын Лев (1810-1890) окончил Пажеский корпус, служил корнетом в кавалергардском полку, участвовал в польском походе в 1831 году, за что был награжден серебряной медалью. В 1837 году Лев Викторович оставил военную службу в звании гвардии полковника. Он жил на Пантелеймоновской улице (дом 10) вместе с братьями Михаилом и Василием, затем переехал в собственный двухэтажный каменный дом в Литейной части по Сергиевской улице (дом 30). Особняк строился с 1844 по 1846 год архитекторами Р.И. Кузьминым и Г.А. Боссе.8 Его стены облицованы пудостским известняком. Сохранилась галерея, служившая зимним садом, ее стены прорезаны высокими окнами. В 1880 году участок с домом был продан промышленнику Ю.С. Нечаеву, который частично изменил внутреннюю отделку. В 1890 году тайный советник Лев Викторович Кочубей скончался в Ницце.

(16)      Говоря о детях Виктора Павловича, следует вспомнить о среднем его сыне Василие (1812-1850), действительном статском советнике, камергере, помошнике попечителя Петербургского учебного округа, известном в то время археологе и нумизмате. Службу свою он начинал в коллегии иностранных дел, не раз отправлялся с дипломатическими поручениями в Дрезден, Штутгарт, Константинополь, Лондон.9 Сохранились подробные дневники его путешествий с описанием увиденных городов и обычаев. Делом всей жизни Василия Викторовича Кочубея было собирание нумизматической коллекции, которая состояла из монет Боспорского царства и греческих городов, вошедших в состав России. По числу и редкости экземпляров (монеты Фарнака, Ольвии, Пантикопея) коллекция считалась лучшей в России после эрмитажного собрания монет. Самые редкие и интересные из них были описаны самим Кочубеем. После его смерти это дело продолжил хранитель нумизматического отдела Эрмитажа археолог, нумизмат и геральдик Б.В. Кене. Нумизматические заслуги князя В.В. Кочубея были увековечены медалью, выбитой берлинским художником Г. Кульрихом по заказу друзей. Василий Викторович отличался большой любовью к искусству. Кроме монет у него была интересная коллекция древнего серебра, фарфора, картин. Все эти предметы искусства находились в его собственном доме по Литейному проспекту (24/27). Этот особняк был куплен В.В. Кочубеем у купца А. Меншуткина в 1848 году. После смерти Василия Викторовича он перешел в собственность его вдовы Елены Павловны Кочубей, урожденной Бибиковой. В 1873 году она продала участок князю А.Д. Мурузи, который построил здесь пятиэтажный доходный дом.10

(17)      В Петербурге жил еще один сын Виктора Павловича Михаил Викторович Кочубей (1816-1874). Он окончил Пажеский корпус и был военным до 1843 года, затем попечителем городской Калинкинской больницы.11 Деятельность Михаила Викторовича не знала границ. В 1852 году гоф-маршал двора и вице-президент придворной конторы М.В. Кочубей организовал акционерную золотопромышленную компанию "с целью производства золотого промысла в Восточной и Западной Сибири, в Оренбургской губернии".12 Дела, вероятно, шли неплохо, так как в следующем году он решил построить себе дом. С этой целью купил участок в 1-й Адмиралтейской части на Конногвардейском бульваре (дом 7). Нужно отметить, князю было не безразлично как впишется особняк в архитектурный облик бульвара. В письме к главноуправляющему путями сообщения и публичных зданий графу П.А. Кляйнмихелю он пишет, прилагая план, что хочет "придать дому наружный вид более изящный так, чтобы оный мог служить вместе с тем и украшением Конногвардейскому бульвару", далее сообщает, что присмотр за постройками будет иметь выбранный им архитектор академик Боссе.13 Проект был утвержден 12 августа 1853 года.14

(18)      Здание построено в стиле ренессанса. Ограду возле дома по обеим сторанам ворот украшали мраморные головы негров. До наших дней сохранилась внутренняя отделка некоторых комнат. Это лепные украшения в кабинете, гостиных, спальной комнате и еще в нескольких залах, а так же дубовые резные двери и камины. Строительство требовало немало средств, что было, вероятно, одной из причин, побудивших Михаила Викторовича продать Эрмитажу статую " Гений музыки" работы скульптора С. Гальберга, с которым он познакомился в Риме в 1838 году во время своей поездки по Италии. Оценить эту работу поручили начальнику второго отделения Эрмитажа Ф. Бруни, который отмечал, что "это отличное художественное произведение работы известного русского скульптора Гальберга стоит не менее 2500 рублей серебром".15 Статуя была куплена за означенную сумму и поставлена в зале скульптуры русских художников. Спустя девять лет Кочубей решил продать особняк. Он писал своему управляющему А.Я. Богоявленскому:" В случае, если кто пожелает купить этот дом мой, предоставляю Вам право учинить таковую продажу за предварительно утвержденную мною сумму". Участок был продан в 1868 году итальянскому дворянину Г. Родоконаки.16

(19)      Уйдя в отставку Михаил Викторович в 1857 году уехал за границу. В Париже он познакомился с дочерью французского актера Марией Евгенией Аликсой де Брессан. Ее отец Жан Батист Проспер де Брессан в 1838-1849 годы успешно играл во французской труппе Михайловского театра в Петербурге, получил бриллиантовый перстень за бенефис в 1841 году. Директор императорских театров А.М. Гедеонов писал, что вряд ли можно было найти другого артиста "на трудное и в самом Париже редкое амплуа первых любовников".17

(20)      В 1867 году в Петербурге в Троицком соборе на Петербургской стороне состоялось венчание. Аликса де Брессан, приняв православную веру, стала величаться Александрой Просперовной Кочубей. Ее дети Лев (1868) и Мариам (1866), рожденные в Париже до брака, теперь были признаны законными, взяли фамилию отца и вступили во все родственные права и преимущества. Спустя семь лет Кочубей скончался в Киеве в чине шталмейстера.

(21)      Младший сын Виктора Павловича Сергей Викторович (1820-1880) окончил Петербургский университет, был причислен к департаменту уделов, служил на Кавказе. В 1847 году получил орден св. Владимира 4-й степени за труды по разработке и отысканию каменного угля на Кавказе и в Закавказском крае. В Петербурге он служил в должности чиновника особых поручений при Министерстве внутренних дел.

(22)      После смерти отца он получил в наследство его библиотеку, которая насчитывала до 30 000 названий. В 1876 году, "желая принести пользу благому делу просвещения", пожертвовал собрание книг отца Императорской публичной библиотеке. Однако им было поставлено условие: "поместить выбранные из собрания книги в одном из залов библиотеки с портретом Виктора Павловича и оставшиеся передать в Харьковский университет".18

(23)      Сергей Викторович являлся одним из первых членов петербургского императорского яхт-клуба, имел яхту, на которой в 1849-1850 годах совершил редкое по тем временам путешествие вокруг Европы из Кронштадта в Черное море.19

(24)      Кроме сыновей Виктора Павловича следует упомянуть и представителя дворянской ветви рода Кочубеев тайного советника Петра Аркадьевича Кочубея (1825-1892), жившего в Петербурге в середине ХIХ века. Он являлся председателем Русского технического общества, почетным членом Академии наук, принимал деятельное участие в устройстве музея прикладных знаний в Соляном городке в Петербурге. Здание было отдано Русскому техническому обществу сроком на пять лет "в виде опыта". В нем разместились химическая лаборатория, фотографический павильон. В музее круглый год читались лекции, проводились опыты.

(25)      П.А. Кочубей был женат на дочери тайного советника, сенатора и кавалера графа Александра Григорьевича Кушелева-Безбородко Варваре. Граф являлся горячим поклонником искусства. У него с Кочубеями был общий родственник А.А. Безбородко. От него Александру Григорьевичу досталась по наследству большая часть коллекции картин. Дом графа на Гагаринской набережной (ныне набережная Кутузова, дом 24) представлял собой настоящий музей. Позднее родной брат Варвары Николай пожертвовал свою часть картинного собрания Академии художеств. Петр Аркадьевич был частым гостем в доме Кушелевых-Безбородко. В Петербурге он имел два дома по набережной Мойки (дома 67,69). Дом 69, перестроенный в 1857 году, был каменный, в два этажа, с мезонином и флигелем, со стороны Мойки - въезд со сводами и железными воротами. В бельетаже находились библиотека, рабочий кабинет Петра Аркадьевича, химическая лаборатория и минералогический кабинет, в витринах которого были представлены образцы золота, платины, серебра и его различных драгоценных руд. В шкафах кабинета находились образцы минералов, начиная от простых тел до титанического железа включитально, а также топазы, аквамарины, образцы известкового шпата,горный хрусталь слюда, арголит. Дополнял коллекцию образец самородного серебра из Кенигсберга. Во втором этаже дома располагалось двеннадцать комнат, среди них китайский кабинет, потолок и стены которого были обтянуты китайским штофом. На стенах библиотеки, биллиардной, спален висели картины русских и западноевропейских мастеров. До наших дней сохранилось несколько каминов, парадная лестница и вестибюль, дубовые потолки и лепные украшения.20

(26)      Кочубеев писали, рисовали, лепили многие художники их времени. Находясь в одной из своих заграничных поездок по Италии, П.А. Кочубей встретился во Флоренции со скульптором П.П. Забелло, который совершенствовать свое мастерство. По просьбе Петра Аркадьевича скульптор выполнил из мрамора в 1869 году портреты четырех членов его фамилии, за что получил звание академика. Впоследствии эти работы были выставлены в залах Академии художеств.21 П.А. Кочубей скончался в Петербурге в возрасте 67-ми лет.

(27)      С фамилией Кочубеев связана история еще одного особняка в Петербурге. Это дворец на Английской набережной (дом 44). Сейчас здесь располагается музей истории города. До 1780-х годов этим участком владели Голицыны, затем дом принадлежал англичанину Фаркварсану, который продал его английскому купцу Варе. В 1802 году особняк купил сын фельдмаршала П.А. Румянцева Н.П. Румянцев.

(28)      После смерти последнего владельца в 1826 году по его завещанию в здании был устроен "публичный музеум", куда входили художественные произведения, коллекции монет, древнерусские рукописи. В 1826-1827 годах здание было перестроено по проекту архитектора В.А. Глинки. Фасад украсил портик из двеннадцати колонн с горельефом работы И.П. Мартоса "Апполон на Парнасе". Музей работал с 1831 по 1861 год, а затем переехал в Москву. Дом же "без настоятельной к тому нужды" Министерство народного просвещения продало в частные руки. Он стал собственностью князя Евгения Максимилиановича Романовского, герцога Лейхтенбергского (1847-1901), который завещал его своему внуку Евгению Львовичу Кочубею. В 1884 году к фасаду здания пристроили балкон на каменных столбах и изменили внутреннюю отделку.22 Евгений Львович Кочубей был последним владельцем этого дворца вплоть до 1917 года. Его мать Дарья Евгеньевна, урожденная Богарне, была дочерью герцога Лейхтенбергского и Д.К. Опочининой, праправнучкой Жозефины Богарне, первой жены Наполеона Бонапарта и внучкой великой княгини Марии Николаевны (дочери Николая I). В 1893 году она вышла замуж за князя Льва Михайловича Кочубея, внука Виктора Павловича.23

(29)      Дворец на Английской набережной был известен своей коллекцией картин, предметов исксства, принадлежащих последнему владельцу. Большая их часть перешла по наследству от Богарне, великой княгини Мрии Николаевны и герцогов Лейхтенбергских. Стены украшали многочисленные ковры, гобелены, в залах стояла изящная французская мебель. Убранство дополняли целая серия бронзовых предметов, старинный фарфор, миниатюры. Бесспорным вниманием пользовались французские ширмы, покрытые шелковым шитьем, несколько шпалер. В приемной первого этажа висел большой ковер брюссельской работы ХVII века, изображающий "Отдых на пути в Египет". Шпалеры украшали столовую на втором этаже. В коллекции Кочубеев находилась шпага короля Баварии Максимилиана (1756-1825) с миниатюрами неизвестного художника начала ХIХ века. Из картин, доставшимся по наследству Кочубеям, часть ранее принадлежала великой княгине Марии Николаевне и, в свое время, украшала виллу Кварто короля Вестфальского Иеронима Бонапарта. Здесь были работы П. Перуджино, Фра Виторио Гисланди, Д. Тенирса, Г. Робера, А. ван дер Неера, Ж.-Б. Греза и других западноевропейских мастеров. Часть из них сейчас хранится в Эрмитаже.

(30)      Заканчивая рассказ о Кочубеях, нужно отметить, что в первоначальном виде до нас не дошло ни одно здание. Внутренние переделки и перестройки фасадов последующими владельцами изменили облик домов. Некоторые сейчас находятся в состоянии длительного ремонта. Говоря словами Святополка-Мирского:

Забиты окна строем досок,
Грустит разобранный балкон.
Весь дом как поздний отголосок
Недавно минувших времен.

(31)      В заключении необходимо отметить, что многие из рода Кочубеев были большими любителями искусства, собирателями художественных коллекций. Их особняки хранили картины известных русских и западноевропейских мастеров, которые сейчас находятся в крупнейших музеях страны. Живопись в особняках Кочубеев может быть темой отдельной публикации.