А
Ала-эд-Дин Энноман Эльхарезми (начало сентября 1259 г. - после зимы 1334-1335 гг.) - сын Даулет-шаха, внук Али. Ордынский путешественник, врач, ученый. Уроженец Ургенча (Хорезма). Отсюда и получил свое прозвище - Эльхарезми. В двадцать один год, то есть в 1280 г., покинул родной город и совершил путешествие по мусульманскому востоку. По данным Эннувейри, он изучал логику, диалектику и медицину. Ала-эд-Дин Энноман вернулся в Хорезм в 701 г. хиджры (6 сентября 1301 - 25 августа 1302 г.). Приближен к улусбеку Хорезма Мелик-Тимуру, стал его личным врачом и возглавил хорезмскую больницу. Позже был отправлен ко двору великого хана Золотой Орды Токте, который также приблизил его к себе. Видимо, об Ала-эд-Динине Энномане ведет повествование Элайни, называя его Шейх Номаном. По его данным, Ала-эд-Дин Энноман был приверженцем введения в Орде ислама, как государственной религии и поддерживал Узбека. После смерти Токты у нового хана он “пользовался великим почетом... питавшего к нему большое доверие... и выпала Шейху Номану доля обильная”.
В 718 г хиджры (5 марта 1318 - 1 февраля 1319 гг.) он выполнял дипломатическое поручение Узбека. Ала-эд-Дин Энноман прибыл в Каир к египетскому султану с целью передачи денег, посланных Узбеком для “богомольцев, живших в двух священных городах (Мекке и Медине - Ю.С.)”. В Египте он пробыл около полутора лет, совершив хадж в Мекку. Трудно сказать возвращался ли он в Орду до 1320 г. или же встречал посольство Узбека в Египте, однако известно, что Ала-эд-Дин Энноман принимал активное участие в дипломатической миссии в мае этого года. Она состояла в заключении брака между египетским султаном и царевной из рода Джучи. По данным Элайни, Ала-эд-Дин Энноман прибыл с этим посольством с целью “посетить Иерусалим и (могилу) Авраама, устроить себе место (молельню) в Иерусалиме и остаться там, чтобы поклоняться Аллаху”. Однако одно должностное лицо не оказало почтения Ала-эд-Дину Энноману, он “обругал его и наказал его”. Эльхарезми вернулся в Орду и “сообщил Узбеку о поругании, которое встретил”. Это событие поставило под вопрос дружеские связи между Ордой и Египтом. Дело чуть не дошло до разрыва дипломатических отношений. Узбек направил в Египет посольство с нотой протеста, в которой содержалось следующее: “Шейху Номану не было разрешено устроить в Иерусалиме место для поклонения Аллаху всевышнему, тогда как царю Грузинскому дозволено построить (там) церковь”.
Вероятно, именно с ним беседовал в Сарае зимой 1334-1335 гг. арабский путешественник Ибн Баттута, называя его правоведом, ученым имамом Номан-ед-Дин Эльхарезми. Он отмечает, что имама каждую пятницу посещает великий хан Джучиева Узбек. Причем Эльхарезми “не выходит к нему на встречу и не встает перед ним. Султан (хан Узбек - Ю.С.) садится перед ним, говорит с ним самым ласковым образом и смиряется перед ним, шейх же (поступает) противоположно этому”. В то же время “обхождение его с факирами, нищими и странниками было иное, чем обхождение его с султаном: он относился к ним снисходительно, говорил с ними ласково и оказывал им почет”. Также Ибн Баттута сообщает, что “это один из отличнейших шейхов, прекрасного нрава, благородной души, чрезвычайно скромный и чрезвычайно строгий к обладателям благ мирских”.

Источники.

Литература.

 

 

2013 © webmaster